Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 837   838   839   840   841   842   843   844   845  846   847   848   849   850   851   852   853   854   855  » »»

окончания своих исследований,  решил,  по  совету  Араго,  обратиться  к
правительству, которое в палате депутатов, после горячих речей  министра
Дюшателя и Араго, 15 июня 1839 г. назначило Д. пожизненную пенсию в 6000
фр. Уже 10 авг. 1839 г. Араго докладывал парижской  акд.  о  работах  Д.
Весть  о  новом  изобретении  была  встречена  всей  Францией  с   таким
энтузиазмом, что уже через несколько дней Д. пожалован был  командорский
крест почетного легиона. В 1840 г. Д. уединился  в  небольшой  деревушке
Пти-Бри, где и прожил до  смерти,  последовавшей  10  июля  1851  г.  Д.
воздвигнуты памятники в Кормейле (его родина)  и  Пти-Бри.  Из  печатных
работ  Д.  известны  "Historique   et   description   des   pocedes   du
Daguerreotype et du Diorama" (П. 1839), выдержавшие много изданий, затем
"Nouveau  moyen   de   preparer   la   couche   sensible   des   plaques
photographiques" (П. 1844) и статья "Sur la phosphorescence  du  sulfate
de baryte calcine" ("Comptes Rendus d. l'Ac. d. Sc.",  т.  VIII,  1839).
Подр. о Д. см. "Д. и Ньепс" В.Ф.Буринского (СПб. изд. Павленкова,  1893)
и P.Carpentier "Biographie de D." (1855).
   А. Г.
   Дагоба  -  коническое  сооружение  (мавзолей)  над  реликвиями  будд.
святых. Эти постройки достигают часто значительной высоты; имеют круглое
основание, покоящееся на платформе, которая, в свою очередь, сделана  на
природном или  искусственном  возвышении,  снабженном,  большею  частью,
ступенями. Внутри находятся обыкновенно  различной  формы  каменные  или
металлические сосуды, в которых заключен серебряный ящик, а в  последнем
- золотой, с реликвиями. Все  это  разукрашено  различными  барельефами,
подчас весьма курьезными и сложными. Самые реликвии состоят из жемчужин,
золотых пуговиц, колец и украшений, шариков, кусков белого или  цветного
стекла, глины и камней с отпечатками фигур, ослиных и козлиных костей  и
зубов, кусков одежды, полос березовой коры  с  письменами  (бактрийского
алфавита) и т.  д.  Внутри  сосудов  иногда  находили  жидкость,  быстро
испарявшуюся по вскрытии и оставлявшую темный  осадок,  заключающий,  по
произведенным анализам, следы животных и растительных веществ  (описание
Д. см. у Wilson, "Ariana antiqua", Лонд. 1842). Главные Д. находятся  на
о-ве  Цейлон,  около  Анурадхапура,  и  до  сих  пор  служат   предметом
поклонения, выражающегося в разных церемониях. Наиболее почитается в  Д.
- зуб Будды, Далада. Пожертвования на  Д.  приносят  награду  в  этой  и
будущей жизни и облегчают достижение Нирваны. Некоторым Д. приписывается
чудотворная сила (см. Hardy, "Eastern Monachism", Лонд., 1860).
   С. Б - ч.
   Дажбог или Дажьбог - божество славяно-русской мифологии,  упоминаемое
в начальной летописи под 980 г., в Ипатьевской  лет.  (изд.  арх.  ком.,
52), в Новгородской (id. стр. 29) в  пергаментном  списке  Пролога  (см.
"Чтения" 1846 г. ј  2,  статья  Бодянского).  Значение  Д.  определяется
вставкой из византийского хронографиста Малалы в Ипатьевскую летоп.  под
1114 г. (изд. арх. ком. стр. 200): "И по сем царства сын его  (Сварога),
именем Солнце, его же наричют Дажьбог... "Солнце царь, сын Сварогов, еже
есть Дажьбог, бе бо муж силен" и т. д. Так как в греческом оригинале  мы
здесь имеем Гелиоса, то солнечный характер Д., повидимому, вне сомнения.
Есть в другие указания на его родственные отношения: в Слове Христолюбца
сказано о русских язычниках: "И огневи молятся, зовут еге Сварожичем"; в
"Слове о полку Игореве" русские два раза  называются  внуками  Дажьбога.
Огонь и солнце, являются братьями, а витязи - потомками солнца  едва  ли
не во всех родственных мифологиях. Значению соответствует и долго бывшее
в ходу толкование имени: дажь - прилаг. от даг, готск, dags (нем. tag  -
день) от скр. корня dagh - жгу. Но Kpeк  ("Einleitung  etc."  стр.  103,
прим.  3)  и  после  него  с   большим   количеством   аргументов   Ягич
("Mythologische Skizzen" в Archiv f. Slav. Philologie" за 1881 г. т.  V,
стр. 11) отвергают такое производство. В  Д.  Ягич  видит  слож.  повел.
накл.  от  глагола  дати  (ц.  слав.  даждь)  и  существительного   бог;
следовательно Даждьбог значит бог дающий или  бог-податель,  что  вполне
подходит  к  богу  солнца.  Некоторое  сомнение  является   относительно
подлинности Д., как отдельного божества: 1) Симарьгл и Мокошь,  рядом  с
которыми он стоит в начальной летописи, более чем подозрительны;  2)Ягич
не без некоторого основания заподозрил и отца Дажьбога, самого  Сварога;
3) Хорс, от имени которого Д. в начал, летописи  не  отделен  союзом  и,
тоже есть солнечный бог, как это явствует и из "Слова о полку  Игореве".
Дажьбог, может быть, нечто иное, как эпитет, который позднее  становится
синонимом. Предполагалось также, что Д. не встречается у  славян  южных.
Последнее обстоятельство, в связи с  неудовлетворительностью  славянской
этимологии имени, заставило Гедеонова ("Варяги и Русь" I, 350 - 1), а за
ним и Фаминцына ("Божества славян" стр. 207 и след.), производить его  с
севера; Гедеонов ведет его от вендов  из  земли  Оботритов,  а  Фаминцын
считает его прямо скандинавским божеством (хотя скандинавская  мифология
такого не знает), усвоенным русскими славянами от их  варяжских  князей.
Ягич указал, однако,  сагу  (напечатана  Новаковичем  в  журн.  "Vila"),
свидетельствующую, что Д. в форме Дабог был известен у  южных  славян  и
пользовался таким уважением, что под влиянием  известной  дуалистической
ереси обратился в сатану и  стал  врагом  Господа  и  владетелем  земли;
только Сын Божий победил его и  лишил  этой  власти.  Это  очень  важное
свидетельство в пользу Д., который, до указания новых  данных,  остается
одним из наименее сомнительных божеств наших языческих предков.
   А. Кирпичников.
   Дайна   (daina)   -   лит.   народная   песня;   слово   неизвестного
происхождения. Литовская Д., содержанием своим  напоминающая  не  только
обрядовые и любовные песни славян и германцев, но  также  и  малорусские
думы, отличается светскостью тем от  духовных  песен,  назыв.  gisme,  и
причитаний, назыв. рауда. У родственных литовскому племени латышей такая
же песня в виде романсов называется, с немецкого,  зингес,  у  восточных
латышей - дзиасма, дзасма.  Д.  поются  по  особенным  напевам  (balsas,
gaida), отличающимся оригинальностью и древностью  гаммы.  Первые  Д.  в
Германии стали известными в XVIII в. В 1745 Филипп Рухич издал три Д., с
немецким переводом, обратившие на себя внимание Гердера и Г„те.  Лессинг
в 1759 г. заговорил о литовской нар. поэзии в  своих  "Literaturbriefe",
Гердер в 177 8 - 79 г. в "Stimmen der Volker";  Г„тe  в  1781  -  82  г.
поместил  перевод  одной   чрезвычайно   поэтической   Д.   в   оперетке
(Singspiel): "Die Fischerin" (рыбачка). В Польше и интеллигентной  Литве
Д. впервые получили распространение и заслуженную известность  благодаря
Симону Станевичу (1829) и Сим. Довконту (1846). Самые  богатые  сборники
литовских Д. (более 2,5 тыс., записанных в Ковенской и  Виленской  губ.)
изданы были в России братьями Юшкевичами, в "Записках" казанского  унив.
и имп. акд. наук и в "Сборн. 2-го отделения акд. наук" в 1867 и  1879  -

Страницы: «« « 837   838   839   840   841   842   843   844   845  846   847   848   849   850   851   852   853   854   855  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь