Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 844   845   846   847   848   849   850   851   852  853   854   855   856   857   858   859   860   861   862  » »»

особенно выдвинулся при дворе тем, что оказался  в  состоянии  объяснить
страшный сон Навуходоносора. За это он  сделан  был  главою  вавилонских
мудрецов, и кроме того, играл первостепенную политическую  роль  как  во
все царствование Навуходоносора, так и при его преемниках. При последнем
вавилонском царе, своем соименнике Валтасаре, он,  по-видимому,  впал  в
немилость, но опять был приближен и удостоен высоких почестей за то, что
объяснил испуганному царю роковую надпись на стене, и был  сделан  одним
из  трех  главных  сатрапов  государства.  После  падения  Вавилона   он
пользовался милостями и вниманием заместителя  Кира  в  Вавилоне,  Дария
Мидянина, который сделал его одним из своих ближайших соправителей.  Это
возбудило зависть в туземных князьях, которые добились  даже  того,  что
Д., за неисполнение придуманного ими царского указа, был брошен в ров, в
котором  содержались  львы.  Чудесно  спасенный  от  смерти,  Д.  провел
остальные годы своей жизни в пророческом созерцании будущих судеб своего
народа. Его любимой  идеей  была  идея  Мессии,  как  избавителя  своего
народа, и время пришествия его  он  вычислял  на  основании  так  назыв.
седмин. В течение этих  седмин  (707=490  лет)  должно  было  состояться
освобождение народа иудейского из  плена,  восстановление  Иерусалима  и
храма и искупление мира "смертью Христа Владыки". Первое из этих событий
совершилось еще при жизни Д.; престарелый пророк скончался в  самый  год
освободительного указа, данного Киром (536 г. до Р. X.). Под именем Д. в
Библии имеется  большая  книга  ("Книга  пророка  Даниила").  Эта  книга
занимает довольно исключительное положение в Библии. Написанная  отчасти
на еврейском и  отчасти  на  халдейском  (вернее  -  иудейско-арамейском
языке),  она,  несмотря  на  свой  пророчественный  характер,  стоит   в
еврейской Библии не среди других великих пророков, а в числе так  назыв.
агиографов, в третьем отделе канона. Как поэтому,  так  и  на  основании
некоторых   других   соображений    внутреннего    свойства,    новейшая
рационалистическая  критика  делала   неоднократно   нападения   на   ее
подлинность  и  подвергала  сомнению  достоверность  сообщаемых  в   ней
исторических сведений. Но эти нападения в большей своей части уже  нашли
достаточное опровержение в  новейших  данных  ассириологии,  которая,  с
каждым новым открытием, все  более  проливает  света  на  страницы  этой
замечательной книги. Она состоит из трех частей. В первой рассказывается
жизнь и судьба самого Д. при вавилонском  дворе;  во  второй  излагаются
бывшие ему видения и высказанные им пророчества, а в третьей  передаются
неканонические истории - о Сусанне, о жрецах Вила или  Бела  и  др.  Эти
истории Филарет московский назвал в своей Библ.  истории  "сомнительными
происшествиями";  новейшая  ассириология  представила,   однако,   много
данных, подтверждающих общий характер этих рассказов.
   А.  Л.  Даниил  Александрович  -  младший  сын  Александра  Невского,
родоначальник кн. московских (1261 - 1303); получил  в  удел  Москву  не
позднее 1283 г. В 1283 г. с братом Андреем он действовал против старшего
брата, вел. кн. Димитрия. Когда великокняжеский стол  занял  Андрей,  Д.
действовал против него в союзе с племянником Иваном, кн.  переяславским,
и дядей Михаилом тверским (1296). В 1301 г. Д.  ходил  к  Переяславлю  и
здесь в битве "некакою хитростью" взял в плен кн. рязанского Константина
Романовича. В 1302 г. умер Иван  Димитриевич  переяславский,  отказавший
отчину свою, за неимением детей, дяде, Д. Андрей, давно уже "посягавший"
на Переяславль, отправил в последний своих бояр и тиунов; но  Д.  выгнал
их оттуда и посадил там своих наместников. В следующем году, 4 марта, он
скончался. Церковь причла его к лику святых. Мощи его обретены  1652  г.
августа 30 и,  по  повелению  царя  Алексея  Михайловича,  перенесены  в
основанный им Данилов м-рь. Ср. "Полн. собр. росс. лет." (I,  208,  209;
III, 64; IV, 45, 46; V, 200, 202, 204; VII, 176, 181,  183,  220,  230);
Филарет, "Жития р. св." 4 марта и 30 авг.
   А. Э.
   Даниил Романович -  король  галицкий,  сын  Романа  Мстиславича,  кн.
галицкого и волынского, род. в 1201 г. В 1205  г.  отец  его  Роман  был
предательски убит, оставив двух сыновей: 4-х летнего Д.  и  2-х  летнего
Василька. Когда Мстислав Мстиславич Удалой,  князь  Торопецкий,  овладел
Галичем, он породнился с Д., за которого выдал свою  дочь  Анну.  Лешко,
князь польский, поссорясь с ним, выгнал Мстислава  и  посадил  в  Галиче
королевича венгерского (1220). Мстислав опять  пришел  к  Галичу  и  при
помощи Д., оказавшего чудеса храбрости, изгнал угров (1221). В  1223  г.
Д. участвовал в битве на Калке; здесь он был ранен  в  грудь;  неудачный
исход битвы заставил его искать  спасения  в  бегстве.  Вскоре  возникла
распря между Д. и его тестем, ибо последний владел Галичем,  который  Д.
считал своим наследием;  еще  более  поссорил  их  двоюродный  брат  Д.,
Александр  Всеволодович  Бельзский,  который  в  смутное  время  пытался
овладеть Волынью, что ему не удалось. В 1225 г. он  вооружает  Мстислава
против Д., который воюет Галич  в  союзе  с  Лешком  польским;  Мстислав
призывает половцев, а Александр, между тем, уверяет его, что Д.  намерен
его убить;  но  клевета  обнаруживается:  тесть  мирится  с  зятем  и  в
следующем году оба они воюют с угорским королем. В том же, однако,  году
бояре галицкие, в особенности Судислав, уговаривают  Мстислава  передать
Галич не зятю своему, как того хотело население, а королевичу угорскому.
Когда в 1228 г. умирал Мстислав, бояре уговорили его не призывать к себе
Д., с которым он хотел проститься и поручить ему своих детей. Против  Д.
образовалась сильная коалиция южно-русских князей,  с  киевским  великим
князем Владимиром Рюриковичем во главе. Союзные князья, приведя с  собою
половцев, осадили  Каменец.  Д.  удалось  отделить  половцев  от  союза;
оставшиеся князья принуждены были снять осаду. Д., с  помощью  польского
князя, пошел на Киев; вследствие такого оборота дела, союзники поспешили
помириться с ним. В 1229 г. преданные  Д.  галичане  пригласили  его  на
стол; Д. осадил город и, несмотря на сожжение моста через  Днестр,  взял
его. Выпущенный им из  плена,  в  па  мять  прежних  хороших  отношений,
королевич, по внушению врага Д., боярина  Судислава,  выступил  в  поход
против  Галича;  с  ним  был  и  король,  отец  его.   Город   защищался
мужественно, и король,  по  случаю  открывшейся  в  стане  его  болезни,
отступил. Но и по овладении  Галичем,  затруднения  ожидали  Д.:  бояре,
сговорясь с Александром Белзским, решились его убить; брат его  Василько
случайно открыл заговор. Д.  великодушно  простил  заговорщиков;  против
Александра послал сначала Василька, а потом пошел сам. Александр бежал в
Угрию и снова поднял короля. Галич бояре сдали  уграм.  Королевич  пошел
против Д. и хотя победил, но так много потерял воинов, что возвратился в
Галич. В 1232 г. Д., в союзе с вел. кн. киевским Владимиром и половцами,
выступил против венгров, но без успеха; зато в 1233 г.  на  его  сторону
перешли бояре; скоро умер  королевич,  и  Д.  занял  стол  отца  своего.
Вмешательство Д. в ссору южно-русских князей повело к тому,  что  Михаил

Страницы: «« « 844   845   846   847   848   849   850   851   852  853   854   855   856   857   858   859   860   861   862  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь