Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 848   849   850   851   852   853   854   855   856  857   858   859   860   861   862   863   864   865   866  » »»

сношениях он наметил целую систему  политики  для  своих  преемников:  в
Англии поддерживать все оппозиционные элементы  против  Питта,  добиться
нейтралитета мелких держав - Дании, Швеции и т. д., попытаться  отделить
Пруссию и Баварию  от  коалиции,  силой  укротить  Сардинию  и  Испанию,
бороться непримиримо против Австрии, создавая ей затруднения на  Востоке
агитацией в Польше и Турции. Со времени учреждения второго комитета общ.
спас. начинается переход власти,  с  одной  стороны,  к  гебертистам,  с
другой - к Робеспьеру. Д. недостаточно противодействовал этому переходу,
часто находясь в отсутствии из Парижа  и  слишком  рассчитывая  на  свою
популярность. Он не одобрял продолжения казней;  его  стали  обвинять  в
излишней снисходительности. После  падения  гебертистов,  когда  влияние
Робеспьера  достигло  апогея,  Д.  и  его  друзья  были  арестованы,  по
постановлению  соединенных   комитетов   обществ.   спасения   и   общей
безопасности; эта мера была одобрена  конвентом,  по  докладу  С.-Жюста,
составленному согласно наброскам Робеспьера.  Процесс  с  самого  начала
велся с нарушением  всех  формальностей,  существенных  для  обвиняемых;
новым постановлением конвента, по предложению С.-Жюста, обвиняемые прямо
поставлены  были  вне   обычных   законов.   Дантонисты   (К.   Дюмулен,
Геро-де-Сешелль,  Фабр  д'Эглантин  и  др.)  обвинялись  в   составлении
заговора,  с  целью  ниспровергнуть  национальное  представительство   и
республику; они были осуждены и пали на  гильотине.  Ср.  Robinel,  "D.,
memoire sur sa vie privee"; "D., homme  d'Etat".  В  1891  г.  парижский
городской совет поставил Д. статую.
   Е. Щ. Даосизм, вместе с конфуцианством и буддизмом,  составляет  три,
так сказать, официальные религии Китая (Сань-цзяо -  "три  вероучения").
Возник он в Китае и нигде почти, кроме этой страны, не  распространился.
Первоучителем его считается Лао-цзы (иначе Ли-дань,  Ли-эрл,  родившийся
будто бы в 604 г. до Р. X.), хотя все сведения, сообщаемые об этом лице,
таковы, что с полным основанием можно  сомневаться  в  его  историческом
существовании.  Сочинение  его:  Дао-дэ-цзин  или  "Книга   о   пути   и
добродетели" (81 гл.) проникнуто духом  чистого  квиетизма.  От  первого
слова дао (буквально "путь") образовалось название  последователей  этой
религии у китайцев - дао-ши или дао-сы, откуда вышло и наше слово Д.  (у
европейцев taouism, tаuism, tаoism).  Объeм  понятия,  заключающегося  в
слове дао, различен у даосских писателей. В Дао-дэ-цзине дао, хотя и  не
ясно, принимает объективное и абсолютное значение, понимается, как бытие
реальное,  но  неопределимое,   как   innominabile   александрийцев.   У
последующих писателей, отчасти, вероятно, под влиянием буддийских  идей,
дао принимает значение независимого  источного  начала,  отца  и  матери
всего существующего, но не в творческом смысле, а в образовательном; оно
властвует над законами неба и  животворит  все  твари.  "Дао  есть  нить
пустоты и несуществования, корень творения, основание духовного,  начало
неба и земли; нет  ничего  вне  его;  нет  ничего  такого  сокровенного,
которое бы  не  заключалось  в  нем".  Д.  изучен  европейскими  учеными
несравненно менее, чем две другие религии Китая. Объясняется это, прежде
всего, тем, что  даосская  литература  очень  обширна  (полное  собрание
даосских сочинений, или Дао-цзан, - 550 томов, сокращение его 34 тома) и
на первый взгляд, благодаря разным прикрасам и отступлениям в роде чудес
и т.п., кажется малосодержательною и  очень  не  интересною,  тогда  как
конфуцианство невольно привлекает на себя внимание тем, что проникло  во
весь строй жизни Китая, а буддизм служил и служит предметом исследования
европейцев и в других странах, и в своей литературе на других языках.  В
сущности, однако, хотя в литературе Д. и много  ненужного  балласта,  он
чрезвычайно интересен и важен для  изучения  Китая,  особенно  в  первом
периоде своего развития, когда он, в борьбе с конфуцианством, принял под
свое  покровительство  все   отвергнутое   рационалистами-конфуцианцами.
Верование в духов,  остатки  шаманства,  астрология,  алхимия,  гадания,
различные сверхъестественные медицинские рецепты (последователи Лу-шэна,
Ли-шао-цзюня и Люань-да), талисманы (Чжан-дао-лин I в. и Коу-цянь-чжи  V
в.) - все это нашло себе место в Д. Он представляет  из  себя,  поэтому,
собрание всякого рода верований и систем, не имеющих между собою  ничего
общего, даже и не стремившихся к обобщению. В развитии Д. представляются
три периода: 1) период метафизики и выработки  философской  системы;  2)
период увлечения мистикой и погони за  сверхъестественным,  когда  даосы
занимались добыванием философского камня, жизненного  элексира,  напитка
бессмертия и т. д., и 3)  последний  период  (со  времен  Ду-гуан-тина),
когда  даосы  почти  исключительно  занимаются  сношениями  с  духами  и
жреческими обязанностями. Когда проник в Китай буддизм и стал там быстро
распространяться, Д. вступил в борьбу и с ним, но на очень  оригинальной
почве.  Буддизм  явился  в  Китай  уже  с   известной   литературой,   с
выработанной системой, возникшей на почве индийской  философии.  Д.  все
это принял, только переделал по своему. В pendant к Будде  (в  китайских
переводах  сутр  обыкновенно  называемому  Ши-цзунь)  даосы  из  Лао-цзы
сделали Лао-цзюня; как Будде Сакьямуни предшествовали другие Будды,  так
и Лао-цзюни неоднократно являлись на земле,  и  Лао-цзы  -  одно  из  их
воплощений. Буддисты принесли с собою учение об обетах и о десяти добрых
и злых делах; то же самое явилось и у даосов, только у последних обеты и
дела, будучи одинаковы по числу, отличаются по  составу  (напр.,  первым
добрым делом поставлена  почтительность  к  родителям  -  чисто  в  духе
конфуцианства  и  Китая).  Точно  также  даосская   система   мироздания
представляется простою переделкою буддийской, с переменой  только  имен.
Мало  того:  с  появлением  буддийских  сочинений  на  китайском  языке,
даосские  сочинения  приняли  их  стиль,  даже  все   стали   начинаться
стереотипной фразой: "слышал" (как буддийские сутры  начинаются  фразой:
"Так я слышал, когда Будда" и т.  д.).  За  этой  фразой,  в  подражание
опять-таки   сутрам,   следует   пространное   описание   обстоятельств,
предшествовавших  изложению  сочинения.  В  буддизме  одним  из  главных
средств аскетической практики сделалось созерцание - даосы  и  его  себе
усвоили; некоторые  их  писатели  стали  рекомендовать,  для  достижения
бессмертия, созерцание (вместо прежних снадобий, талисманов  и  т.  п.).
Существуют подробные описания, как производить такие созерцания; но  все
это - сколок с буддийских, применительно  к  местным  условиям.  Главную
роль в таких созерцаниях играет "Северная Медведица" (Бэй-доу), точнее -
дух этого созвездия.
   Как во время борьбы с конфуцианством Д. пользовался  покровительством
некоторых китайских государей, имена которых сохранила  история,  так  и
борьба его с буддизмом шла неравномерно. Бывали  случаи,  что  китайские
императоры делались ревностными сторонниками  буддизма,  и  тогда  число
поклонников Д. значительно сокращалось (благодаря мерам  правительства),
- но не мало и обратных примеров, когда  императоры  покровительствовали

Страницы: «« « 848   849   850   851   852   853   854   855   856  857   858   859   860   861   862   863   864   865   866  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь