Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 849   850   851   852   853   854   855   856   857  858   859   860   861   862   863   864   865   866   867  » »»

Д. и преследовали буддизм. Напр., в  сев.  Китае  при  Вэйской  династии
император  Тай-ву-ди  (424  -  465  по  Р.-Х.)  преследовал  буддизм,  а
Сяо-мин-ди (516 - 526), наоборот,  отправил  посольство  (в  518  г.)  в
западные края искать буддийские книги. Династия Тан (620 -  907)  и  Сун
(960 - 1279) дали нескольких императоров - сторонников Д.; таков, напр.,
танский  Вэньцзун,  который,  по  совету  даосов,  в  845  г.,  приказал
разрушать буддийские кумирни и монастыри.  Считают,  что  в  силу  этого
приказа было уничтожено  слишком  4600  кумирень,  слишком  40000  ступ,
храмов и т. п., возвращено в  первобытное  состояние  260500  монахов  и
монахинь, отобрано в казну большое количество отличных  пашен  и  150000
рабов и рабынь. В этой борьбе Д. стоял на национальной почве, а  буддизм
являлся иноземной религией, чуждой истинного китайского  духа,  особенно
вследствие обязательного безбрачия своих жрецов. Даосы делились  на  три
класса: горных аскетов, монахов и женатых. Безбрачие  стало  обязательно
для них не ранее Х-го века. Разносторонний характер Д.  отозвался  и  на
пантеоне его богов и святых мужей, поражающем  своею  многочисленностью.
Достойные поклонники Д. берутся очень часто с этой  земли  на  небо  для
управления какой-нибудь частью его, или какимлибо  созвездием;  там  они
повышаются или понижаются в ранге, сообразно заслугам. С другой стороны,
и с неба посылаются на землю  правители:  они  живут  в  десяти  главных
пещерах Китая; в провинции Сы-чуань находятся 24 управы, заведывающие 28
созвездиями. Замечательно,  как  иногда  легко  достигается  достоинство
такого даосского праведника; напр., дровосек пошел в горы рубить  дрова,
увидел старцев, играющих в шашки, засмотрелся и  положил  топор;  старцы
дали ему проглотить косточку, похожую на финиковую; он не чувствовал  ни
голода, ни жажды; потом ему велели идти  домой;  хватился  за  топор,  -
топорище сгнило; вернулся домой, -  узнал,  что  со  времени  его  ухода
прошло уже несколько сот  лет;  отправился  в  горы  и  нашел  спасение.
Хуан-п-жень нашел на горе Ло-фу-шань, после своего брата Гэхуна, пилюлю,
проглотил  ее  и,  подобно  брату,  сделался  святым.  Определить  число
последователей Д. в настоящее время невозможно. Причина  этого  лежит  в
полнейшем религиозном индифферентизме современного китайца. Весьма часто
из членов одной и той же  семьи  один  исполняет  конфуцианские  обряды;
другой придерживается буддизма, третий - Д.  Можно  сказать  еще  более:
обыкновенный китаец, в сущности  -  не  конфуцианец,  не  буддист  и  не
даосист, а всего  понемножку.  Как  в  кумирнях  (кроме  ламских)  часто
встречается собрание идолов всех трех религий, так и всякий  китаец  при
случае не прочь почтить и Будду, и Лао-цзюня, и  Лун-вана  (дракона),  и
Вэнь-чан-ди (бога хрий). Несомненные последователи какой-либо религии  -
только ее жрецы, т. е. сэн - буддийские монахи (ни - монахини)  и  даосы
(дао-ши) - даосские.  Даосы  занимаются.  главным  образом,  исполнением
жреческих  обязанностей  в  храмах,  участвуют  в   похоронных   и   др.
процессиях,  в  качестве  мастеров  отгонять  злых  духов  и  уничтожать
дьявольские наваждения.  С  этой  целью  даосы  особенно  пропагандируют
талисманы, в виде бумажек с печатями  и  особенным  образом  написанными
иероглифами. Особенно ценятся (до нескольких рублей, -  цена  для  Китая
очень  большая)  талисманы  преемников   Чжан-дао-лина,   про   которого
рассказывают, что он родился в 34 г. по Р.-Х"  отличался  необыкновенным
ростом и фигурой, совершил много чудес, в 142 г.  получил  от  Лао-цзюня
печать и два меча (которыми только и можно рубить  демонов),  вместе  со
званием небесного учителя (тянь-ши), в  147  г.  поднялся  на  небо;  но
дарованные ему сила над демонами и звание небесного учителя передаются в
его роде преемственно от отца к  сыну.  Не  брезгают  даосы  и  ремеслом
гадателей.   Для   управления   ими   китайское   правительство,   кроме
вышеупомянутых потомков Чжан-дао-лина, живущих в г. Би-чэн, что к  Ю  от
Гуй-ци  в  провинции  Цзян-си,  назначает  еще  особых  дао-гуаней,  или
чиновных даосов, образующих из себя нечто в роде консистории.

   Литература: В. Васильев, "Религии Востока" (СПб.,  1873);  иepом.  П.
Цветков, "О секте даосов" ("Труды  членов  пекинской  дух.  миссии",  т.
III); С. Георгиевский, "Первый период китайской истории"  (СПб.,  1885);
его же, "Принципы жизни Китая" (СПб., 1888); Hampden, "The Dragon, Image
and Demon"; James Legge, "The texts of Таoism"  ("Sacred  books  of  the
East", v. XXXIX - XL); J. Chalmers, "Tauism" ("The China Review", v.  I,
ј 4); J. Edkins, "Phases in the developement of Tauism"  ("Transact.  of
the Hongkong branch of the R. A.  S.",  1855);  Pauthier,  "Memoire  sur
l'origine et la  propagation  de  la  doctrine  de  Tao";  Ab.  Remusat,
"Memoire sur Lao-tseu"; St.-Julien "Le livre de la voie et de  la  vertu
par Lao-tseu" (Пар., 1841).
   А. О. Ивановский. Дарвин (Чарльз-Роберт Darwin), род. 12  февр.  1809
г. в Шрюсбери, где его отец, Роберт Уоринг, сын известного в свое  время
поэта и ученого  Эразма  Д.,  занимался  врачебной  практикой.  Жена  Р.
Уоринга, Сусанна, дочь Иocии Веджвуда, умерла, когда Д.  не  исполнилось
еще и 8 лет. На 9 году жизни он поступил в элементарную школу, а  спустя
год перешел в гимназию  д-ра  Б„тлера  и  оказал  весьма  посредственные
успехи.  Здесь  налегали  главным   образом   на   классические   языки,
словесность и т. п. предметы, к которым у Д. не оказалось ни  охоты,  ни
способностей. Зато весьма рано пробудились у него  любовь  и  интерес  к
природе, выразившиеся сначала собиранием растений,  минералов,  раковин,
насекомых, птичьих гнезд и яиц, рыбной ловлей и охотой; впрочем, мальчик
собирал также печати, конверты, автографы, монеты и т. п. Эти занятия, в
связи с посредственными школьными успехами, вызывали упреки  со  стороны
солидных людей и со стороны отца. В 1825 г. Д. поступил  в  эдинбургский
унив., где оставался два года, подготовляясь к медицинской  карьере,  но
безуспешно. Тогда он решил сделаться священником, для  чего  поступил  в
Кэмбридж; но здесь он окончил  курс  без  всяких  отличий  в  числе  "oi
polloi" (многие). Гораздо больше значения, чем книжное  обучение,  имели
для него личное знакомство с натуралистами, посещение ученых  обществ  и
естественно-исторические экскурсии. В эдинбургском унив. он познакомился
с геологом Энсвортом и зоологами Кольдстремом и Грантом,  которых  часто
сопровождал на морской берег, где они собирали морских животных. К этому
времени  относится  первая  (ненапечатанная)  работа   Д.,   содержавшая
некоторые его наблюдения. В Кэмбридже он познакомился, между  прочим,  с
Генсло, ботаником, обладавшим обширными знаниями и  по  другим  отраслям
естествознания, устраивавшим экскурсии, в которых принимал участие и  Д.
К концу пребывания в Кэмбридже Д. был уже  натуралистом-коллектором,  но
не задавался какими-нибудь определенными вопросами.
   Генсло  рекомендовал  Д.  в  качестве  коллектора  капитану   Фицрою,
предпринимавшему кругосветное плавание по  поручению  правительства,  на
корабле "Бигль". Д. пробыл в  путешествии  пять  лет  (1831  -  1836)  и

Страницы: «« « 849   850   851   852   853   854   855   856   857  858   859   860   861   862   863   864   865   866   867  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь