|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 849 850 851 852 853 854 855 856 857 858 859 860 861 862 863 864 865 866 867 » »» Д. и преследовали буддизм. Напр., в сев. Китае при Вэйской династии
император Тай-ву-ди (424 - 465 по Р.-Х.) преследовал буддизм, а
Сяо-мин-ди (516 - 526), наоборот, отправил посольство (в 518 г.) в
западные края искать буддийские книги. Династия Тан (620 - 907) и Сун
(960 - 1279) дали нескольких императоров - сторонников Д.; таков, напр.,
танский Вэньцзун, который, по совету даосов, в 845 г., приказал
разрушать буддийские кумирни и монастыри. Считают, что в силу этого
приказа было уничтожено слишком 4600 кумирень, слишком 40000 ступ,
храмов и т. п., возвращено в первобытное состояние 260500 монахов и
монахинь, отобрано в казну большое количество отличных пашен и 150000
рабов и рабынь. В этой борьбе Д. стоял на национальной почве, а буддизм
являлся иноземной религией, чуждой истинного китайского духа, особенно
вследствие обязательного безбрачия своих жрецов. Даосы делились на три
класса: горных аскетов, монахов и женатых. Безбрачие стало обязательно
для них не ранее Х-го века. Разносторонний характер Д. отозвался и на
пантеоне его богов и святых мужей, поражающем своею многочисленностью.
Достойные поклонники Д. берутся очень часто с этой земли на небо для
управления какой-нибудь частью его, или какимлибо созвездием; там они
повышаются или понижаются в ранге, сообразно заслугам. С другой стороны,
и с неба посылаются на землю правители: они живут в десяти главных
пещерах Китая; в провинции Сы-чуань находятся 24 управы, заведывающие 28
созвездиями. Замечательно, как иногда легко достигается достоинство
такого даосского праведника; напр., дровосек пошел в горы рубить дрова,
увидел старцев, играющих в шашки, засмотрелся и положил топор; старцы
дали ему проглотить косточку, похожую на финиковую; он не чувствовал ни
голода, ни жажды; потом ему велели идти домой; хватился за топор, -
топорище сгнило; вернулся домой, - узнал, что со времени его ухода
прошло уже несколько сот лет; отправился в горы и нашел спасение.
Хуан-п-жень нашел на горе Ло-фу-шань, после своего брата Гэхуна, пилюлю,
проглотил ее и, подобно брату, сделался святым. Определить число
последователей Д. в настоящее время невозможно. Причина этого лежит в
полнейшем религиозном индифферентизме современного китайца. Весьма часто
из членов одной и той же семьи один исполняет конфуцианские обряды;
другой придерживается буддизма, третий - Д. Можно сказать еще более:
обыкновенный китаец, в сущности - не конфуцианец, не буддист и не
даосист, а всего понемножку. Как в кумирнях (кроме ламских) часто
встречается собрание идолов всех трех религий, так и всякий китаец при
случае не прочь почтить и Будду, и Лао-цзюня, и Лун-вана (дракона), и
Вэнь-чан-ди (бога хрий). Несомненные последователи какой-либо религии -
только ее жрецы, т. е. сэн - буддийские монахи (ни - монахини) и даосы
(дао-ши) - даосские. Даосы занимаются. главным образом, исполнением
жреческих обязанностей в храмах, участвуют в похоронных и др.
процессиях, в качестве мастеров отгонять злых духов и уничтожать
дьявольские наваждения. С этой целью даосы особенно пропагандируют
талисманы, в виде бумажек с печатями и особенным образом написанными
иероглифами. Особенно ценятся (до нескольких рублей, - цена для Китая
очень большая) талисманы преемников Чжан-дао-лина, про которого
рассказывают, что он родился в 34 г. по Р.-Х" отличался необыкновенным
ростом и фигурой, совершил много чудес, в 142 г. получил от Лао-цзюня
печать и два меча (которыми только и можно рубить демонов), вместе со
званием небесного учителя (тянь-ши), в 147 г. поднялся на небо; но
дарованные ему сила над демонами и звание небесного учителя передаются в
его роде преемственно от отца к сыну. Не брезгают даосы и ремеслом
гадателей. Для управления ими китайское правительство, кроме
вышеупомянутых потомков Чжан-дао-лина, живущих в г. Би-чэн, что к Ю от
Гуй-ци в провинции Цзян-си, назначает еще особых дао-гуаней, или
чиновных даосов, образующих из себя нечто в роде консистории.
Литература: В. Васильев, "Религии Востока" (СПб., 1873); иepом. П.
Цветков, "О секте даосов" ("Труды членов пекинской дух. миссии", т.
III); С. Георгиевский, "Первый период китайской истории" (СПб., 1885);
его же, "Принципы жизни Китая" (СПб., 1888); Hampden, "The Dragon, Image
and Demon"; James Legge, "The texts of Таoism" ("Sacred books of the
East", v. XXXIX - XL); J. Chalmers, "Tauism" ("The China Review", v. I,
ј 4); J. Edkins, "Phases in the developement of Tauism" ("Transact. of
the Hongkong branch of the R. A. S.", 1855); Pauthier, "Memoire sur
l'origine et la propagation de la doctrine de Tao"; Ab. Remusat,
"Memoire sur Lao-tseu"; St.-Julien "Le livre de la voie et de la vertu
par Lao-tseu" (Пар., 1841).
А. О. Ивановский. Дарвин (Чарльз-Роберт Darwin), род. 12 февр. 1809
г. в Шрюсбери, где его отец, Роберт Уоринг, сын известного в свое время
поэта и ученого Эразма Д., занимался врачебной практикой. Жена Р.
Уоринга, Сусанна, дочь Иocии Веджвуда, умерла, когда Д. не исполнилось
еще и 8 лет. На 9 году жизни он поступил в элементарную школу, а спустя
год перешел в гимназию д-ра Б„тлера и оказал весьма посредственные
успехи. Здесь налегали главным образом на классические языки,
словесность и т. п. предметы, к которым у Д. не оказалось ни охоты, ни
способностей. Зато весьма рано пробудились у него любовь и интерес к
природе, выразившиеся сначала собиранием растений, минералов, раковин,
насекомых, птичьих гнезд и яиц, рыбной ловлей и охотой; впрочем, мальчик
собирал также печати, конверты, автографы, монеты и т. п. Эти занятия, в
связи с посредственными школьными успехами, вызывали упреки со стороны
солидных людей и со стороны отца. В 1825 г. Д. поступил в эдинбургский
унив., где оставался два года, подготовляясь к медицинской карьере, но
безуспешно. Тогда он решил сделаться священником, для чего поступил в
Кэмбридж; но здесь он окончил курс без всяких отличий в числе "oi
polloi" (многие). Гораздо больше значения, чем книжное обучение, имели
для него личное знакомство с натуралистами, посещение ученых обществ и
естественно-исторические экскурсии. В эдинбургском унив. он познакомился
с геологом Энсвортом и зоологами Кольдстремом и Грантом, которых часто
сопровождал на морской берег, где они собирали морских животных. К этому
времени относится первая (ненапечатанная) работа Д., содержавшая
некоторые его наблюдения. В Кэмбридже он познакомился, между прочим, с
Генсло, ботаником, обладавшим обширными знаниями и по другим отраслям
естествознания, устраивавшим экскурсии, в которых принимал участие и Д.
К концу пребывания в Кэмбридже Д. был уже натуралистом-коллектором, но
не задавался какими-нибудь определенными вопросами.
Генсло рекомендовал Д. в качестве коллектора капитану Фицрою,
предпринимавшему кругосветное плавание по поручению правительства, на
корабле "Бигль". Д. пробыл в путешествии пять лет (1831 - 1836) и
Страницы: «« « 849 850 851 852 853 854 855 856 857 858 859 860 861 862 863 864 865 866 867 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |