Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Фроянов И.Я. - История Росссии от древнейших времен до начала XX в.

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 165
Размер файла: 800 Кб
Страницы: «« « 16   17   18   19   20   21   22   23   24  25   26   27   28   29   30   31   32   33   34  » »»

территория Русского государства.

Социально-экономическое развитие в XIV-XV вв.

Конец XIII-XIV вв. - время роста крупное землевладения.
Вспомним, что первые вотчины (княжеские, церковные,
боярские) появляются еще в Киевской Руси. В последующее
время этот процесс продолжается. Однако вопрос о путях
возникновения частной земельной собственности вызывает в
науке споры. Одни видят возможность ее появления "снизу",
когда наиболее состоятельный общинник превращает свой
надел в собственность (аллод), начинает эксплуатировать
менее состоятельных крестьян, становясь постепенно мелким
вотчинником. Другой путь - "сверху", когда боярские
вотчины образовывались путем пожалования великим князем
земли. Наконец, была возможна и покупка земли у общины на
средства, полученные от неземледельческих доходов
(например, торговли). Последняя была характерна для
Новгородских земель.

Однако как бы то ни было, "складывающиеся боярские вотчины
были первопачально невелики", - констатировал современный
историк В.Б.Кобрин. И далее он поясняет: "Вероятнее всего,
они служили для княжеских вассалов и слуг своеобразными
небольшими "подсобными хозяйствами": в условиях господства
натурального хозяйства для феодала было в равной степени
не нужно производство сельскохозяйственных продуктов на
рынок и необходимо личное село, избавлявшее от закупок
зерна и мяса, масла и молока. Повседневный, да отчасти, и
праздничный стол феодал XIII-XIV вв. должен был поневоле
сам себя обеспечивать; лишь заморские деликатесы и
виноградные вина представляли здесь покупную провизию.
Первоначально более крупная вотчина просто была не нужна".
Количественно боярские вотчины также были в это время
немногочисленны.

Более быстро крупным землевладельцем становится церковь.
Возможность ее развития, в частности, была связана с
веротерпимостью монголо-татар, поэтому церковные земли
освобождались от даней. С середины XIV в. в монастырях
происходит переход с "келиотского" устава к
"общежитийному". В первом случае монастырь состоял из ряда
обособленных келий, а жившие в них монахи имели свое
хозяйство, и, таким образом, монастырь в целом не являлся
собственником. Во второй половине XIV в. Сергий
Радонежский проводит реформу. Согласно "общежитийному"
уставу монахи должны были отказаться от личной
собственности, а монастырь становится общиной с
коллективной собственностью, получает возможность широко
приобретать имущество, в том числе земли. Монастырям
начинают жаловать земли князья. Именно этим путем
создается первоначальное богатство большинства
монастырских вотчин. Со временем, обретя экономическое
могущество, церковь станет соперником великих князей (а
потом и царей) в борьбе за государственную власть.

Но, несмотря на свой рост, крупное частное землевладение в
XIV-XV вв. не являлось господствующим. В Северо-Восточной
Руси (не говоря о Севере) преобладало свободное общинное
крестьянское землевладение. Община в XIV-XV вв. называлась
волостью, или "черной волостью". Отсюда название -
черносошные крестьяне (сам термин "крестьяне",
обозначавший сельских земледельцев, появляется в конце XIV
в.). Вопрос о социальной природе собственности в черной
волости - сложный и спорный. Ряд исследователей полагают,
что черные земли находились в полной собственности
крестьянских общин (их аллодиальные владения). Другая
точка зрения исходит из существования на Руси в XV в.
государственного феодализма. Следовательно, крестьяне
считаютя феодально-зависимыми от государства в целом, а
налоги рассматриваются как форма феодальной ренты.
Наконец, третьи говорят о черных крестьянах как
собственниках своих земель наряду с государством. Спор
этот далек от завершения, но ясно одно: положение
черносошных крестьян было легче, чем частновладельческих.

Впрочем, частновладельческие крестьяне не были однородной
массой. Они делились на следующие основные категории:
половники и серебреники. Половники представляли собой
обезземельных крестьян, получавших на обзаведение своим
хозяйством определенную денежную ссуду, которую были
обязаны погашать половинной долей урожая. Они являлись
резервом для вовлечения в зависимость свободного
крестьянства. Серебреники - это крестьяне, которым
господин давал в долг деньги ("серебро") с условием
последующей уплаты с процентами ("серебро ростовое") или
же работы за проценты ("серебро издельное").

Уровень эксплуатации в XIV-XV вв. был слабым. Основной
формой эксплуатации был натуральный оброк: крестьяне за
пользование землей обязаны были платить необходимыми
продуктами сельскохозяйственного производства. С конца
XV-начала XVI в. натуральный оброк постепенно заменяется
денежным, причем А.А.Зимин отмечает, что "денежная рента
конца XV в. генетически восходит к дани".

В виде отдельных повинностей существовала отработочная
рента: крестьяне обязаны были, например, ловить рыбу,
варить пиво, молотить рожь, прясть лен, косить траву. Если
они принадлежали монастырю, то еще и работать на пашне,

Страницы: «« « 16   17   18   19   20   21   22   23   24  25   26   27   28   29   30   31   32   33   34  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Фроянов И.Я., История Росссии от древнейших времен до начала XX в.