|
Главная - Наука - История
Глинка Ф.Н. - Письма русского офицера (1812-1214 год.) Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 111 Размер файла: 636 Кб Страницы: «« « 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 » жаркие споры, но Анна Австрийская пресекла их, назвала палаты
вместо Кардинальских Королевскими (Royal) и поселилась в них.
Людовик XIV отдал на время дом сей брату своему, герцогу
Орлеанскому, который и назвал было его своим именем. Во время
революции назывался он палатами равенства (palais d'egalite). Но
наконец, гораздо прежде, нежели сам король Французский, вошел он
в древние права свои и стал называться опять Королевским. В
сем-то Пале-Рояле человек может найти все, что нравится
благородному и низкому вкусу; все, что очаровывает, острит и
притупляет чувства; все, что крепит и разрушает здоровье; все,
что украшает и зарезывает время[1развратные склонности и выманивает из сердца добрые навыки, а из
кошелька деньги! Развертываю книгу "Указатель Парижа" и смотрю,
что в ней сказано о Пале-Рояле. "Честь и добродетель изгнаны из
мест сих. Алчность к золоту, картежная игра, плуты, обманщики и
целые толпы прелестниц со всеми силками и приманками их встречают
тут неопытную юность! - так говорит писатель о верхнем этаже и
продолжает: - Обманутые иностранцы называют Пале-Рояль
средоточием деятельности, удовольствий и забав Парижа; а человек
благоразумный назовет его средоточием соблазнов!" Вот что говорят
сами французы о Пале-Рояле в книгах своих, продающихся в самом же
Пале-Рояле. Завтра осмотрю и опишу это любопытное здание, а
теперь уже поздно. Прощай! <…>
Площадь Карусельская
Вот чистая, пространная, красивая площадь, которая теперешнее
название получила оттого, что еще Людовик XIV, в молодости своей,
забавлялся на ней рыцарскими играми древних каруселей. Наполеон,
уничтожив кучу старых строений, придал, ей много красоты и
пространства. Здесь-то любил он дивить и забавлять народ
парижский блестящим строем своей гвардии. Известный Изабе
обессмертил в знаменитой картине Наполеона и гвардию, представя
их в полном, воинском блеске на этой площади, которая,
расстилаясь пред самым дворцом Тюльерийским, ограждена красивою
решеткою. О площади довольно, но скажем о том, что почитается
главнейшим украшением ее. Против самой средины устроены пышные
триумфальные ворота по образу знаменитых врат Септимия Севера; и
на сих-то воротах представлена колесница, управляемая двумя
позлащенными богинями побед и запряженная четырьмя бронзовыми
конями. Ни колесница, ни победы, новыми французскими художниками
сделанные, не остановят знатока, но кони заслужат полное
удивление его, дивя и изумляя даже и не знатоков.
Они полны огня и жизни, сии четыре коня!.. Какая красота в
статях, какая правильность в размере!.. Мы видим их на полном
бегу, или лучше сказывать, в полете!.. Кажется, слышишь, как
храпят и сарпают, и видишь с искрами дым! Сие совершенное
произведение древнейших художников переходило из века в век и
почиталось драгоценнейшим трофеем разных побед. Чудесна судьба
сих коней! Сотворенные одним из величайших художников греческих,
долго украшали они великолепный Коринф. Победоносный Рим, отняв у
Греции свободу и сокровища, почитал коней сих перлою добыч своих.
Рим гордился ими, доколе Константин, перенеся престол в Византию,
велел перевезти туда и их. Из Константинополя перешли они на
площадь святого Марка в Венецию, а оттуда на площадь
Тюльерийского дворца! Приятно видеть такое уважение народов к
великим произведениям искусств. Но странно, что, уважая творение,
часто забывают творца. Гомер и Корреджио, которых произведения
живут в веках, умерли с голоду! Где дарование, которое бы вполне
награждено было при жизни?
У людей часто нужно только умереть, чтоб сделаться бессмертным. И
начинают жить со дня, как будут мертвы!
Так сказал о великих людях один из почтенных отечественных
писателей наших. <...>
Опера
Кардинал Мазарини первый ввел во Францию оперу, известную дотоле
только в Италии. В 1646 году итальянские актеры в первый раз
забавляли Двор. Вскоре изобретены удивительные машины, которые
впоследствии усовершенствовались до чудесности. Музыкальные
творения Люлли и Рамо долго были единственными сокровищами этого
театра. Глюк и Пуччини появились после них. Каждый из обоих имел
за себя множество голосов. Французы спорили с жаром о
преимуществе дарований, и сей-то спор произвел две стороны,
известные под именем глюкистов и пуччинистов. Но спор прошумел и
кончился, а сочинения обоих музыкантов обогатили навсегда оперу
французскую. В другом отношении прославились Вестрис и Гардель.
Первый, особенно в чудесных плясках своих, искусными
телодвижениями умел выражать все оттенки чувств и страстей, умел,
так сказать, говорить глазам зрителей. Теперешний Оперный дом
построен уже в 1793 году. Снаружи нельзя узнать, чтоб это был
храм муз, но зато, побывав внутри, признаешься, что это точно
храм муз и вместе храм очарований.
Здесь-то представляются восхищенным глазам вашим все изменения
природы, все чудесные картины этого и того света. Тут часто видят
светлый Олимп, украшенный всем, что небо имеет в себе
прелестного, и вслед за сим является мрачный ад со всем, что
только есть в нем ужасного. Вечное пламя стелется по глубоким
мракам подземной ночи: картина ужасная! Но вдруг является картина
очаровательная: вечная весна, неувядаемая зелень, прелестное
жилище радостей представляется глазам вашим, и узнаете поля
Елисейские!.. Теперь, как мы были в опере, повторилось в балете
пред глазами нашими плавание Клеопатры по реке Сидну. Мы вошли в
ложу, очарование махнуло волшебною ширинкою - и 18 веков исчезли.
Поднялся занавес, пролилась река - и я увидел корабль Клеопатры.
Страницы: «« « 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 » |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |