|
Главная - Наука - История
Грот К. - Пушкинский лицей (1811-1817) Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 143 Размер файла: 746 Кб Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 » »» К. Грот.
Пушкинский Лицей (1811-1817)
83.3р1 Г81. Печатается по изданию:
К. Я. Грот. Пушкинский Лицей (1811-1817).
Бумаги 1-го курса, собранные академиком Я. К. Гротом.
(С приложением портретов, факсимиле и рисунков,
а также некоторых бумаг III и IV курсов).
Санкт-Петербург, 1911.
ISBN 5-7331-0111-3
М. Ю. Лотман, глава из кн. Ю. М. Лотмана "Александр Сергеевич ПушкинЮ. С. Александров, оформление, 1998 Гуманитарное агентство "Академический
проект", 1998
ГОДЫ ЮНОСТИ1
...Наиболее разительной чертой пушкинского детства следует признать то,
как мало и редко он вспоминал эти годы в дальнейшем. В жизни дворянского
ребенка Дом - это целый мир, полный интимной прелести, преданий, сокровенных
воспоминаний, нити от которых тянулись на всю дальнейшую жизнь. В
воспоминаниях С. Т. Аксакова повествуется, как разлука с родителями и родным
домом - его привезли из поместья родителей в казанскую гимназию - обернулась
для ребенка недетской трагедией: жизнь вне дома казалась ему решительно
невозможной. Детство Л. Н. Толстого не было идиллично (разлад между
родителями, долги и легкомыслие отца, его странная смерть), и однако глубоко
прочувствованные строки посвятил он в повести "Детство" миру первых
воспоминаний, родному дому, матери. Детство Лермонтова было изуродовано
тяжелой семейной трагедией, он вырастал, не зная подлинной семьи, в
обстановке вражды между ближайшими родственниками. И все же он пронес через
всю жизнь поэзию детства и родного Дома:
Наружно погружаясь в их блеск и суету, Ласкаю я в душе старинную мечту,
Погибших лет святые звуки... И вижу я себя ребенком и кругом Родные все
места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей.
Образ же Отца - опоэтизированный и трагический, вопреки реальным
биографическим фактам, - вошел в романтический мир Лермонтова.
Пушкин легко покинул стены родного дома и ни разу в стихах не упомянул
ни матери, ни отца. Упоминания же дяди Василия Львовича скоро стали
откровенно ироническими. И при этом он не был лишен родственных чувств:
брата и сестру он нежно любил всю жизнь, самоотверженно им помогал, сам
находясь в стесненных материальных обстоятельствах, неизменно платил безо
всякого ропота немалые долги брата Левушки, которые тот делал по-отцовски
беспечно и бессовестно переваливал на Пушкина. Да и к родителям он проявлял
больше внимания, чем они к нему. Тем более бросается в глаза, что, когда в
дальнейшем Пушкин хотел оглянуться на начало своей жизни, он неизменно вспо-
1 Глава из книги Ю. М. Лотмана "Александр Сергеевич Пушкин. Биография
писателя Сочинения Пушкина иит. по Полному собр. соч. в 16т. (1937-1949).
Римской цифрой - том, арабской - полутом и страница.
минал только Лицей - детство он вычеркнул из своей жизни1 Он был
человек без детства
А когда внутреннее развитие подвело Пушкина к идее Дома, поэзии своего
угла, то это оказался совсем не тот дом (или не те дома), в которых он
проводил дни детства Домом с большой буквы стал дом в Михайловском, дом
предков, с которым поэт лично был связан юношескими воспоминаниями 1817 года
и годами ссылки, а не памятью детства И под окном этого дома сидела не мать
поэта, а его крепостная "мама" Арина Родионовна
Детство, однако, - слишком важный этап в самосознании человека, чтобы
его можно было бы вычеркнуть, ничем не заменив Заменой мира детства, мира, к
которому человек, как правило, обращается всю жизнь как к источнику дорогих
воспоминаний, мира, в котором он узнает, что доброта, сочувствие и понимание
- норма, а зло и одиночество - уродливое от нее уклонение, для Пушкина стал
Лицей Представление о Лицее как о родном доме, о лицейских учителях как
старших, а о лицеистах как товарищах, братьях окончательно оформилось в
сознании поэта в середине 1820 х годов, когда реальные лицейские
воспоминания уже слились в картину сравнительно далекого прошлого, а
гонения, ссылки, клевета, преследовавшие поэта, заставили его искать опору в
идиллических воспоминаниях В 1825 году он писал
Друзья мои, прекрасен наш союз1 Он как душа неразделим и вечен -
Неколебим, свободен и беспечен Срастался он под сенью дружных муз Куда бы
нас ни бросила судьбина, И счастие куда б ни повело, Все те же мы нам целый
мир чужбина, Отечество нам Царское Село {//, 1, 425)
Но сложившийся в эти годы в сознании Пушкина идеализированный образ
Лицея во многом отличался от документальной реальности
Лицей был учебным заведением, повторившим в миниатюре судьбу и характер
многих реформ и начинаний "дней александровых прекрасно-
1 Это особенно заметно в тех редких случаях, когда литературная
традиция заставила ею вводить в поэзию тему детства Так, в лицейское
"Послание к Юдину" Пушкин вводит черты реального пейзажа села Захарова, с
которым были связаны его детские воспоминания Однако образ автора, который
мечтает над Горацием и Лафонтеном, с лопатой в руках возделывает свой сад, в
собственном доме за мирной сельской трапезой с бокалом в руках принимает
соседей конечно насквозь условен и ничего личного не несет Пушкин бывал в
Захарьине с 1806 по 1810 год, т е между семью и одиннадцатью годами, и
поведение ею, конечно, не имело ничего общего с этап литературной позой
Редким случаем реальных отзвуков детских впечатлений является стихотворение
"Сон" (1816) Но характерно, что здесь упоминается не мать, а нянька ("Ах,
умолчу ль о мамушке моей ")
го начала" блестящие обещания, широкие замыслы при полной
непродуманности общих задач, целей и плана Размещению и внешнему распорядку
нового учебного заведения уделялось много внимания, вопросы формы лицеистов
обсуждались самим императором Однако план преподавания был не продуман,
состав профессоров - случаен, большинство из них не отвечало по своей
подготовке и педагогическому опыту даже требованиям хорошей гимназии А Лицей
давал выпускникам права окончивших высшее учебное заведение Не было ясно
определено и будущее лицеистов По первоначальному плану в Лицее должны были
воспитываться также и младшие братья Александра 1 - Николай и Ми хайл Мысль
эта, вероятно, принадлежала Сперанскому, которому, как и многим передовым
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |