Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Грот К. - Пушкинский лицей (1811-1817)

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 143
Размер файла: 746 Кб
Страницы: «« « 26   27   28   29   30   31   32   33   34  35   36   37   38   39   40   41   42   43   44  » »»

     (Москва) 30-го ноября, 1874.
     С большим удовольствием прочел  я твою  статью в "Складчине" о Лицее. В
ней много наблюдательности и верной оценки.  Ее мог написать только лицеист.
Она интересна для всякого,  как критическое  исследование  эпохи и места, но
для лицеистов - это приятнейший подарок, какой ты только мог им сделать. Мне
в особенности понравился  добрый, мягкий и снисходительный тон, с которым ты
отнесся к  прежним порядкам Лицея; в  этом тоне слышно сыновнее чувство, все
прощающее и за  все благодарящее и любящее, и как после него кажется жалка и
гадка Лермонтовская "насмешка над промотавшимся отцом".
     Обнимаю тебя от всего сердца.
     Твой Пав. Миллер.
     1 Помещаем этот отрывок как характерный голос лицеиста-товарища о труде
Я.  К  Грота. П.  И Миллер  (ум. 6  июня 1885 г) был тоже VI выпуска, жил  в
Москве  и  принимал  живое  участие  в деле постановки памятника  Пушкину  в
Москве.  Миллер  в  1831  г, будучи  еще в  Лицее, познакомился с  Пушкиным,
проводившим  то лето  в Царском  Селе, и снабжал  его книгами  из  Лицейской
библиотеки  Известны несколько записочек к нему  Пушкина См  его "Встреча  и
знакомство с Пушкиным в Царском Селе". "Русский Архив", 1902 г., No 10, стр.
231-235. Там же биографические о нем сведения.
     Литературные занятия первенцев Лицея
     Бытописателями  старого  Лицея  достаточно  выяснены  обстоятельства  и
условия, как возбудившие в  его воспитанниках-первенцах страсть к поэзии и к
литературным  занятиям, так и  благоприятствовавшие развитию этой  страсти и
расцвету литературных  дарований.  Не разбирая подробно  этих причин (что не
входит здесь  в мою задачу), я отмечу только, что в числе первых справедливо
приписывается  большое  значение  естественной  пересадке  в  Лицей  вкусов,
направления и  духа того учебного  заведения, с которым судьба связала самое
создание Царскосельского Лицея, так как оно дало  Лицею известный контингент
в  составе  и  воспитанников и педагогов1, а именно Московского Благородного
Университетского  пансиона.  А насколько литература  и  поэзия почитались  и
процветали в этом знаменитом Московском пансионе, с  которым  тесно  связаны
имя Жуковского  и  ряд других крупных  литературных  имен,  об этом  излишне
распространяться2.  Впрочем,   литературные  интересы  и   увлечения   были,
по-видимому, явлением довольно общим в среде учащих и учащихся того времени,
и,  например,  из  лицейской переписки Илличевского  мы  знаем,  что он свое
пристрастие к стихотворству и  вообще к сочинительству уже принес в Лицей из
петербургской  гимназии,   и  литературные  темы   с   самого   начала  были
преобладающими в его переписке с бывшим гимназическим  товарищем; в Лицее же
эта страсть получила новый могучий толчок, новую пищу и необыкновенно пышный
расцвет.  Известно, что этот товарищ Пушкина сильно увлекал своим примером и
подзадоривал  других.  По   свидетельству  Кюхельбекера,  именно  он   увлек
последнего   в   область  поэзии.  Что   касается   условий,   исключительно
благоприятствовавших  этому  направлению  в   самом  Лицее,  то  на  таковые
указывалось уже не раз, и они настолько очевидны, что в особых пояснениях не
нуждаются. Чрезвычайно счастливый подбор дарований в составе 1-го лицейского
курса  -  с  гениальным  юношей Пушкиным во главе и создавшиеся настроение и
тенденция  благородного  соперничества и  соревнования в области  авторства;
образовавшиеся  постепенно, благодаря  тому  же  Пушкину, связи и  ближайшие
сношения юных лицейских авторов с тогдашними светилами литературного мира  и
поэзии,  успевшими  заинтересоваться их  успехами  и  поощрявшими  их  своим
покровительством;  благоприятные  этому идеальному  умственному  направлению
элементы в среде лицейских воспитателей и профес-
     1 "Пушкин, его лиц тов. и наст.", стр. 31-32.
     1 См. Бартенев, Материалы для биографии  Пушкина, гл. 2,  (отд. отт. из
"Московск Белом.". 1884г.) стр. 27-28.
     155
     соров  (вспомним  Малиновского  и  Энгельгардта,  А.  Иконникова  и  М.
Пилецкого, Кошанского и Галича); самая постановка учения и занятий в Лицее и
внутренний его быт, очень  замкнутый и вместе дававший известную  свободу  и
достаточный  досуг  для внеклассных  занятий  и чтения;  нахождение  Лицея в
Царском Селе, вдали от столичного шума,  и вся окружающая обстановка, полная
исторических воспоминаний  и величественных безмолвных  памятников  недавней
славной старины и  поэтических теней ее  величавых  представителей и героев;
наконец, сильно повышенное национально-патриотическое настроение и  глубокие
впечатления тех знаменательных лет (1811 - 1815), в которых слагалась эпопея
1812 года, - все  это соединилось и  создало ту  исключительно благоприятную
умственную  и нравственную атмосферу, среди которой суждено было развиться и
приготовиться к  славному и блестящему служению родине на различных поприщах
деятельности  первенцам Царскосельского Лицея, и под влиянием которой поэзии
и литературным занятиям в стенах Лицея  невольно выпало на долю такое видное
место.
     В  свою  очередь,  удовлетворение этих склонностей и вкусов, -  эти  не
только  легкие   и  игриво-шуточные,  но  и  глубоко-вдумчивые  и  серьезные
литературные  упражнения   оказывали   на   питомцев   Лицея   благотворное,
облагораживающее влияние.
     Поэтические  опыты  и всякого  рода  литературные упражнения  лицеистов
принимали весьма разнообразную  форму,  вызывались всевозможными  случаями и
поводами, а  отчасти регулировались то  руководством  преподавателей (напр.,
Кошанского),  то  литературными  предприятиями  самих  воспитанников,  напр,
образовавшимся  в первые  же годы  лицейским  "литературным  обществом"  или
кружком, к которому  примкнули все юные  литературные силы  Лицея и  которое
имело задачей путем соревнования и "издания" (в своем кругу) сочинений своих
членов,  а также  журналов,  поощрять занятия  поэзией и  литературой. Таким
образом,  сохранившийся небольшой  и  отрывочный материал  - сообразно  этим
разным видам лицейского писательства -  может  быть подразделен на следующие
категории:  1)  упражнения  в  стихах  и  прозе  на  задаваемые  темы -  под
наблюдением профессора; 2) плоды свободного творчества, стихотворства или  у
иных  просто  стихоплетства,  ходившие  среди  товарищей,  или  отдельно,  в
набросках  и  списках,  или  в  особых,  составлявшихся  некоторыми из  них,
рукописных  сборниках  или  "антологиях"; впоследствии  (с  1814г.)  лучшие,
избранные  пьесы лицейских поэтов отдавались и в  печать  (напр., Дельвигом,
Пушкиным,  Илличевским,  Яковлевым, Кюхельбекером);  3) плоды  коллективного
(анонимного) сочинительства чисто школьного - сатирического, шутовского и не
всегда  цензурного характера,  в виде так  называемых  "национальных песен",
получавших  распространение не столько письменным  путем, сколько постоянным
изустным,  обыкновенно хоровым, исполнением  (так  что многое из этих песен,
конечно, не сохранилось); 4) наконец, издававшиеся воспитанниками  - членами
литературного  сообщества  -  рукописные   журналы  с   самым  разнообразным
содержанием, куда отчасти попадали ино-
     156

Страницы: «« « 26   27   28   29   30   31   32   33   34  35   36   37   38   39   40   41   42   43   44  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Грот К., Пушкинский лицей (1811-1817)