|
Главная - Наука - История
Грот К. - Пушкинский лицей (1811-1817) Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 143 Размер файла: 746 Кб Страницы: «« « 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 » »» (Москва) 30-го ноября, 1874.
С большим удовольствием прочел я твою статью в "Складчине" о Лицее. В
ней много наблюдательности и верной оценки. Ее мог написать только лицеист.
Она интересна для всякого, как критическое исследование эпохи и места, но
для лицеистов - это приятнейший подарок, какой ты только мог им сделать. Мне
в особенности понравился добрый, мягкий и снисходительный тон, с которым ты
отнесся к прежним порядкам Лицея; в этом тоне слышно сыновнее чувство, все
прощающее и за все благодарящее и любящее, и как после него кажется жалка и
гадка Лермонтовская "насмешка над промотавшимся отцом".
Обнимаю тебя от всего сердца.
Твой Пав. Миллер.
1 Помещаем этот отрывок как характерный голос лицеиста-товарища о труде
Я. К Грота. П. И Миллер (ум. 6 июня 1885 г) был тоже VI выпуска, жил в
Москве и принимал живое участие в деле постановки памятника Пушкину в
Москве. Миллер в 1831 г, будучи еще в Лицее, познакомился с Пушкиным,
проводившим то лето в Царском Селе, и снабжал его книгами из Лицейской
библиотеки Известны несколько записочек к нему Пушкина См его "Встреча и
знакомство с Пушкиным в Царском Селе". "Русский Архив", 1902 г., No 10, стр.
231-235. Там же биографические о нем сведения.
Литературные занятия первенцев Лицея
Бытописателями старого Лицея достаточно выяснены обстоятельства и
условия, как возбудившие в его воспитанниках-первенцах страсть к поэзии и к
литературным занятиям, так и благоприятствовавшие развитию этой страсти и
расцвету литературных дарований. Не разбирая подробно этих причин (что не
входит здесь в мою задачу), я отмечу только, что в числе первых справедливо
приписывается большое значение естественной пересадке в Лицей вкусов,
направления и духа того учебного заведения, с которым судьба связала самое
создание Царскосельского Лицея, так как оно дало Лицею известный контингент
в составе и воспитанников и педагогов1, а именно Московского Благородного
Университетского пансиона. А насколько литература и поэзия почитались и
процветали в этом знаменитом Московском пансионе, с которым тесно связаны
имя Жуковского и ряд других крупных литературных имен, об этом излишне
распространяться2. Впрочем, литературные интересы и увлечения были,
по-видимому, явлением довольно общим в среде учащих и учащихся того времени,
и, например, из лицейской переписки Илличевского мы знаем, что он свое
пристрастие к стихотворству и вообще к сочинительству уже принес в Лицей из
петербургской гимназии, и литературные темы с самого начала были
преобладающими в его переписке с бывшим гимназическим товарищем; в Лицее же
эта страсть получила новый могучий толчок, новую пищу и необыкновенно пышный
расцвет. Известно, что этот товарищ Пушкина сильно увлекал своим примером и
подзадоривал других. По свидетельству Кюхельбекера, именно он увлек
последнего в область поэзии. Что касается условий, исключительно
благоприятствовавших этому направлению в самом Лицее, то на таковые
указывалось уже не раз, и они настолько очевидны, что в особых пояснениях не
нуждаются. Чрезвычайно счастливый подбор дарований в составе 1-го лицейского
курса - с гениальным юношей Пушкиным во главе и создавшиеся настроение и
тенденция благородного соперничества и соревнования в области авторства;
образовавшиеся постепенно, благодаря тому же Пушкину, связи и ближайшие
сношения юных лицейских авторов с тогдашними светилами литературного мира и
поэзии, успевшими заинтересоваться их успехами и поощрявшими их своим
покровительством; благоприятные этому идеальному умственному направлению
элементы в среде лицейских воспитателей и профес-
1 "Пушкин, его лиц тов. и наст.", стр. 31-32.
1 См. Бартенев, Материалы для биографии Пушкина, гл. 2, (отд. отт. из
"Московск Белом.". 1884г.) стр. 27-28.
155
соров (вспомним Малиновского и Энгельгардта, А. Иконникова и М.
Пилецкого, Кошанского и Галича); самая постановка учения и занятий в Лицее и
внутренний его быт, очень замкнутый и вместе дававший известную свободу и
достаточный досуг для внеклассных занятий и чтения; нахождение Лицея в
Царском Селе, вдали от столичного шума, и вся окружающая обстановка, полная
исторических воспоминаний и величественных безмолвных памятников недавней
славной старины и поэтических теней ее величавых представителей и героев;
наконец, сильно повышенное национально-патриотическое настроение и глубокие
впечатления тех знаменательных лет (1811 - 1815), в которых слагалась эпопея
1812 года, - все это соединилось и создало ту исключительно благоприятную
умственную и нравственную атмосферу, среди которой суждено было развиться и
приготовиться к славному и блестящему служению родине на различных поприщах
деятельности первенцам Царскосельского Лицея, и под влиянием которой поэзии
и литературным занятиям в стенах Лицея невольно выпало на долю такое видное
место.
В свою очередь, удовлетворение этих склонностей и вкусов, - эти не
только легкие и игриво-шуточные, но и глубоко-вдумчивые и серьезные
литературные упражнения оказывали на питомцев Лицея благотворное,
облагораживающее влияние.
Поэтические опыты и всякого рода литературные упражнения лицеистов
принимали весьма разнообразную форму, вызывались всевозможными случаями и
поводами, а отчасти регулировались то руководством преподавателей (напр.,
Кошанского), то литературными предприятиями самих воспитанников, напр,
образовавшимся в первые же годы лицейским "литературным обществом" или
кружком, к которому примкнули все юные литературные силы Лицея и которое
имело задачей путем соревнования и "издания" (в своем кругу) сочинений своих
членов, а также журналов, поощрять занятия поэзией и литературой. Таким
образом, сохранившийся небольшой и отрывочный материал - сообразно этим
разным видам лицейского писательства - может быть подразделен на следующие
категории: 1) упражнения в стихах и прозе на задаваемые темы - под
наблюдением профессора; 2) плоды свободного творчества, стихотворства или у
иных просто стихоплетства, ходившие среди товарищей, или отдельно, в
набросках и списках, или в особых, составлявшихся некоторыми из них,
рукописных сборниках или "антологиях"; впоследствии (с 1814г.) лучшие,
избранные пьесы лицейских поэтов отдавались и в печать (напр., Дельвигом,
Пушкиным, Илличевским, Яковлевым, Кюхельбекером); 3) плоды коллективного
(анонимного) сочинительства чисто школьного - сатирического, шутовского и не
всегда цензурного характера, в виде так называемых "национальных песен",
получавших распространение не столько письменным путем, сколько постоянным
изустным, обыкновенно хоровым, исполнением (так что многое из этих песен,
конечно, не сохранилось); 4) наконец, издававшиеся воспитанниками - членами
литературного сообщества - рукописные журналы с самым разнообразным
содержанием, куда отчасти попадали ино-
156
Страницы: «« « 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |