Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Грот К. - Пушкинский лицей (1811-1817)

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 143
Размер файла: 746 Кб
Страницы: «« « 27   28   29   30   31   32   33   34   35  36   37   38   39   40   41   42   43   44   45  » »»

     гда и произведения 2-х предыдущих категорий. Вот -  разнообразные итоги
литературных  работ  и  поэтических  порывов,  забав  и  шалостей  лицейских
первенцев.
     Среди всего этого материала лицейские творения Пушкина занимают понятно
совсем особое, исключительное место. Они и не подлежат рассмотрению вместе с
другими:  им  давно  дана  подобающая  оценка  и  посвящена  целая  обширная
литература. Касаться по существу лицейского творчества Пушкина - здесь, мы и
не  имеем  в виду.  То, что принадлежало перу Пушкина,  собственно, в  нашем
архивном материале, было уже рассмотрено и описано мною в другом месте1. Для
полноты настоящего сборника краткое описание это будет повторено ниже вместе
с описанием собрания моих автографов Пушкина (см. в Приложениях).
     Здесь  же  меня  интересует  остальная  лицейская  литература  -  в  ее
совокупности, тот  -так  сказать -  entourage  и  тот  литературный фон,  на
котором вырисовываются создания юной музы гениального поэта. Однако ж, здесь
я  не  задаюсь целью  обозревать,  исследовать  и оценивать  все, что вообще
известно из  этих лицейских,  как  единичных  (вышедших из-под  пера  других
стихотворцев-товарищей  Пушкина),  так и коллективных  опытов и литературных
упражнений.  Моя   задача  -  сообразно  плану  издания  -  более  скромная:
представить  и подробнее  описать  (опубликовав  также  то, что  еще не было
издано  и того заслуживает) весь тот материал, который сохранился в бумагах,
доставшихся  моему отцу,  и  с  которым он  лишь  отчасти  и в  общих чертах
познакомил читателей в своем сборнике о Пушкине и Лицее.
     Последняя  категория  этой  лицейской   литературы,   именно  лицейские
журналы, составят предмет особой, Ш-ей части настоящего сборника.
     Хранившиеся первоначально в остатках лицейского архива I курса и бывшие
в  руках  у первых бытописателей  Пушкинского Лицея  рукописи литературных и
поэтических  опытов  его первенцев,  к  сожалению,  переходя из  рук в руки,
постепенно таяли, застревая неведомо где или исчезая  бесследно, и  дошли до
нас в самых незначительных и скудных обрывках.
     В. П. Гаевский,  посвятивший  им наиболее внимания  в  своих  известных
статьях,  имел в распоряжении, как видно из его заметок и упоминаний,  очень
значительный   материал,   одолженный   ему  первым  хранителем  "лицеан"  М
Л.Яковлевым. Отец  же мой,  бережно хранивший  все  ему доставшееся, получил
(именно с бумагами Матюшкина) лишь некоторую часть этого  материала, которым
он, не издавая его целиком  и не описывая подробно, воспользовался для своих
характеристик лицейских литературных занятий и поэтических опытов, а также и
самих их авторов.
     Руководствуясь  высказанною  уже  выше  мыслью о том,  что  для лучшего
выяснения лицейского воспитания и лицейского периода творчества
     "К лицейским стихотворениям А. С. Пушкина",Журн.Мин Н. Пр. 1905г.,No Ю.
     157
     Пушкина  -  в  виду   вообще   скудости   сохранившихся   источников  и
документов-для  нас  ныне  становится  ценным всякий  рукописный  клочек или
обрывок  из архива 1-го курса, могущий хоть  сколько-нибудь осветить картину
лицейского авторства  и лицейского литературного содружества, я считаю здесь
необходимым  не  только точно  описать  все до нас дошедшее, но и напечатать
здесь почти все еще не изданное,  т. е. большую  и наиболее любопытную часть
всего материала.
     Представляю  его  распределенным на те  категории,  которые  были  мною
отмечены выше, а именно;
     1. Опыты в стихах и прозе на заданные преподавателем темы.
     2.  Плоды   свободных   упражнений   воспитанников   в   стихотворстве,
сохранившиеся либо в целых сборниках - "антологиях", либо отдельными пьесами
и в черновых набросках.
     3.  Так называемые  "национальные песни"  -  произведения коллективного
сочинительства - в виде шутливых импровизаций.
     Особую  часть  нашего  сборника,  как  уже сказано, составят  лицейские
журналы 1-го курса.

СОЧИНЕНИЯ НА ЗАДАННЫЕ ТЕМЫ
     Из упражнений в  стихах и прозе, которые явно написаны на заданные темы
и  большею  частью  даже  снабжены  исправлениями  и отзывами  преподавателя
(Кошанского),   в   нашем  архиве  имеется   лишь   несколько   произведений
Илличевского, отчасти известных по упоминаниям у Гаевского и моего отца.
     Исправления   и   отзывы   на    рукописях   Илличевского   принадлежат
исключительно Н Ф. Кошанскому.
     Роль  и  значение  этого  педагога  и  влияние его  на  своих лицейских
питомцев  в их занятиях, образовании и  успехах  в области  русских  языка и
словесности  (также  латинского  языка  и   вообще  классического  мира),  в
выработке слога и в развитии литературных дарований, уже достаточно выяснены
на  основании  множества свидетельств и оценки  Кошанского, как  писателя  и
ученого  педагога1.  Что Кошанский,  перешедший  в  Лицей (вместе  с  частью
питомцев  1-го курса  Лицея)  из  Московского  Университетского  пансиона  и
перенесший туда  педагогические  методы и литературные предания  последнего,
сыграл действительно большую  роль в литературном образовании и развитии как
самого Пушкина,  так  и его  товарищей, -  в  этом  не может  быть  никакого
сомнения,  несмотря  на справедливо отмечаемую  его некоторую  отсталость  в
теоретических  воззрениях   и  риторических  требованиях,  поощрявших  между
прочим,  согласно еще царившим в тогдашней литературе традициям, - известную
напыщенность и высокопарность во внешней форме.
     Подобные взгляды и наставления Кошанского всего  лучше отражаются в его
исправлениях  и  отзывах  на  ученических  опытах. Но  эти  особенности  его
руководительства не умаляли  его  главной положительной  и крупной  заслуги,
заключавшейся  в передаче  своим питомцам широких и разнообразных сведений и
своего собственного увлечения и одушевления к русскому слову и к поэзии, и в
любовном  поощрении  учеников  своих  к  занятиям литературой  и  к  вольным
упражнениям в стихах и прозе.
     Перед нами  пять  произведений  Илличевского  первой  категории: три  в
стихах и два в прозе. Вот их описание.
     10 Кошанском и его деятельности в Лицее см в  очерках В. П. Раевского и
в  книжке Я К Грота (стр. 41-45,  в "записке" Корфа и проч  )  а также в его
автобиограф,  заметках ("Я. К. Грот Несколько Данных",  СПб  1895, стр  7-8)
Особая очень основательная и беспристрастная статья (Н. Пиксанова) посвящена
Кошанскому  в  изд. Соч.  Пушкина  Венгерова  (т. 1, стр.  250-259. здесь  и
литература о нем).
     159
     Руководствуясь почерком  (так  как дат на них нет),  располагаем  их  в
хронологическом порядке, лишь с приблизительною точностью.
     1.  Стихотворение "Добродетель", состоит  из трех куплетов по 8 стихов;
написано на мал. 4-ке синей бумаги еще довольно детским почерком и подписано

Страницы: «« « 27   28   29   30   31   32   33   34   35  36   37   38   39   40   41   42   43   44   45  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Грот К., Пушкинский лицей (1811-1817)