Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Грот К. - Пушкинский лицей (1811-1817)

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 143
Размер файла: 746 Кб
Страницы: 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10  » »»

   К. Грот.
   Пушкинский Лицей (1811-1817)

     83.3р1 Г81. Печатается по изданию:
     К. Я. Грот. Пушкинский Лицей (1811-1817).
     Бумаги 1-го курса, собранные академиком Я. К. Гротом.
     (С приложением портретов, факсимиле и рисунков,
     а также некоторых бумаг III и IV курсов).
     Санкт-Петербург, 1911.
     ISBN 5-7331-0111-3
     М.  Ю. Лотман, глава  из кн. Ю. М. Лотмана "Александр Сергеевич ПушкинЮ.  С. Александров, оформление,  1998 Гуманитарное  агентство "Академический
проект", 1998

     ГОДЫ ЮНОСТИ1

     ...Наиболее разительной чертой пушкинского детства следует признать то,
как мало  и редко он вспоминал  эти  годы  в дальнейшем. В жизни дворянского
ребенка Дом - это целый мир, полный интимной прелести, преданий, сокровенных
воспоминаний,  нити  от   которых  тянулись  на   всю  дальнейшую  жизнь.  В
воспоминаниях С. Т. Аксакова повествуется, как разлука с родителями и родным
домом - его привезли из поместья родителей в казанскую гимназию - обернулась
для  ребенка  недетской  трагедией:  жизнь вне дома казалась  ему решительно
невозможной.  Детство  Л.  Н.  Толстого  не  было  идиллично  (разлад  между
родителями, долги и легкомыслие отца, его странная смерть), и однако глубоко
прочувствованные  строки  посвятил  он  в  повести   "Детство"  миру  первых
воспоминаний,  родному  дому, матери.  Детство  Лермонтова  было изуродовано
тяжелой  семейной  трагедией,  он  вырастал,  не  зная  подлинной  семьи,  в
обстановке вражды между ближайшими родственниками. И  все же он пронес через
всю жизнь поэзию детства и родного Дома:
     Наружно погружаясь в их блеск и суету, Ласкаю я в душе старинную мечту,
     Погибших лет святые звуки... И вижу я себя ребенком и кругом Родные все
места: высокий барский дом
     И сад с разрушенной теплицей.
     Образ  же  Отца  -  опоэтизированный  и трагический,  вопреки  реальным
биографическим фактам, - вошел в романтический мир Лермонтова.
     Пушкин легко покинул стены родного дома и ни разу в  стихах не упомянул
ни  матери,  ни  отца.  Упоминания  же дяди  Василия  Львовича  скоро  стали
откровенно  ироническими.  И  при этом он не  был лишен  родственных чувств:
брата  и сестру он нежно любил всю  жизнь,  самоотверженно  им  помогал, сам
находясь  в  стесненных материальных обстоятельствах,  неизменно платил безо
всякого  ропота немалые долги брата Левушки, которые  тот  делал по-отцовски
беспечно и бессовестно переваливал на Пушкина. Да и  к родителям он проявлял
больше  внимания, чем они к нему. Тем более бросается в глаза, что,  когда в
дальнейшем Пушкин хотел оглянуться на начало своей жизни, он неизменно вспо-
     1 Глава из книги  Ю. М. Лотмана "Александр Сергеевич Пушкин.  Биография
писателя     Сочинения  Пушкина иит.  по Полному  собр.  соч.  в  16т.  (1937-1949).
Римской цифрой - том, арабской - полутом и страница.
     минал только  Лицей -  детство  он вычеркнул  из своей  жизни1  Он  был
человек без детства
     А когда внутреннее развитие подвело Пушкина к идее Дома,  поэзии своего
угла,  то это оказался совсем не  тот  дом (или не  те дома),  в  которых он
проводил дни  детства Домом с  большой буквы стал  дом  в Михайловском,  дом
предков, с которым поэт лично был связан юношескими воспоминаниями 1817 года
и годами ссылки, а не памятью детства И под окном этого  дома сидела не мать
поэта, а его крепостная "мама" Арина Родионовна
     Детство, однако, -  слишком важный этап в самосознании человека,  чтобы
его можно было бы вычеркнуть, ничем не заменив Заменой мира детства, мира, к
которому человек, как правило, обращается всю жизнь как  к источнику дорогих
воспоминаний, мира, в котором он узнает, что доброта, сочувствие и понимание
-  норма, а зло и одиночество - уродливое от нее уклонение, для Пушкина стал
Лицей Представление о Лицее  как  о родном  доме,  о  лицейских учителях как
старших,  а  о лицеистах как  товарищах,  братьях  окончательно оформилось в
сознании  поэта  в  середине  1820  х   годов,  когда   реальные   лицейские
воспоминания  уже  слились  в  картину  сравнительно  далекого  прошлого,  а
гонения, ссылки, клевета, преследовавшие поэта, заставили его искать опору в
идиллических воспоминаниях В 1825 году он писал
     Друзья мои,  прекрасен наш  союз1 Он  как душа  неразделим  и  вечен  -
Неколебим,  свободен и беспечен Срастался он под сенью дружных муз  Куда  бы
нас ни  бросила судьбина, И счастие куда б ни повело, Все те же мы нам целый
мир чужбина, Отечество нам Царское Село {//, 1, 425)
     Но сложившийся  в  эти годы  в сознании Пушкина  идеализированный образ
Лицея во многом отличался от документальной реальности
     Лицей был учебным заведением, повторившим в миниатюре судьбу и характер
многих реформ и начинаний "дней александровых прекрасно-

     1  Это  особенно  заметно в  тех  редких  случаях,  когда  литературная
традиция заставила  ею  вводить  в поэзию  тему  детства  Так,  в  лицейское
"Послание к Юдину" Пушкин вводит  черты реального пейзажа села  Захарова,  с
которым были  связаны  его детские воспоминания Однако образ автора, который
мечтает над Горацием и Лафонтеном, с лопатой в руках возделывает свой сад, в
собственном  доме за  мирной сельской  трапезой с бокалом в  руках принимает
соседей конечно  насквозь  условен и  ничего личного не несет Пушкин бывал в
Захарьине с 1806  по  1810 год, т е  между семью  и  одиннадцатью годами,  и
поведение  ею,  конечно, не  имело ничего  общего  с этап литературной позой
Редким случаем  реальных отзвуков детских впечатлений является стихотворение
"Сон"  (1816) Но характерно, что здесь  упоминается не  мать, а нянька ("Ах,
умолчу ль о мамушке моей ")

     го   начала"   блестящие   обещания,   широкие   замыслы   при   полной
непродуманности общих задач,  целей и плана Размещению и внешнему распорядку
нового учебного заведения уделялось много внимания,  вопросы формы лицеистов
обсуждались  самим  императором  Однако план  преподавания был  не продуман,
состав профессоров -  случаен,  большинство  из  них  не  отвечало  по своей
подготовке и педагогическому опыту даже требованиям хорошей гимназии А Лицей
давал  выпускникам  права  окончивших высшее учебное заведение Не  было ясно
определено и будущее лицеистов По  первоначальному плану в Лицее должны были
воспитываться также и младшие братья Александра 1 -  Николай и Ми хайл Мысль
эта, вероятно,  принадлежала  Сперанскому, которому, как  и многим передовым

Страницы: 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Грот К., Пушкинский лицей (1811-1817)