Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Иванов Сергей - Россия-Украина. Дороги истории

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 59
Размер файла: 436 Кб
Страницы: « 1   2   3   4   5  6   7   8   9   10   11   12   13   14   15  » »»

князем в Галиче. Киевский Рюрик,  теперь  уже  с  черниговскими  Ольговичами
пошел на Романа, но тот опередил их  и  захватил  Киев,  отпустил  Рюрика  в
Овруч, а Ольговичей в Чернигов. При этом Роман не стал княжить  в  Киеве,  а
посадил в нем Ингваря Ярославича. Но на следующий год Рюрик, объединившись с
Ольговичами и половцами. Взяли Киев и так разграбили его, как никогда прежде
не было, даже при взятии Киева соединенными русскими  дружинами,  собранными
Андреем Боголюбским. Победители разграбили церкви и  монастыри,  стариков  и
старух посекли, а молодых  иноплеменники  увели  к  себе.  Примирение  опять
закончилось  при  вмешательстве  Всеволода  Суздальского.  Роман  Мстиславич
сказал Рюрику: "... пошли мужа своего к свату, а я пошлю к отцу и  господину
Всеволоду, упрашивай ты его, и я буду упрашивать, чтобы он  дал  опять  тебе
Киев". После всех этих передряг, от которых "у холопов чубы трещали"  Роман,
помирившись с Рюриком, вместе с другими князьями пошли на половцев и разбили
их, взяв много пленных. А после Роман вновь рассорился с Рюриком  и  постриг
его в монахи, Та же участь постигла жену Рюрика и дочь, а его сын  Ростислав
был заключен в тюрьму. И вновь вмешался Всеволод, он послал  своих  мужей  в
Галич и уговарил Романа отпустить Ростислава,  который  доводился  Всеволоду
зятем. В результате этих трудно  объяснимых  современному  человеку  событий
Ростислав становится Киевским князем. Даже этот факт указывает  на  то,  что
Киев перестал быть политическим центром. Начинался XIII век,  последний  век
существования некогда единой Руси,  превратившейся  в  конгломерат  удельных
княжеств, погрязших в бесконечных усобицах, но  все  же  еще  стремящейся  к
своему идеалу - политическому объединению.
 
   ЦЕРКОВЬ И КУЛЬТУРА
   Церковь в древней Руси. По поводу принятия христианства на Руси  написано
множество исследований, в основе которых лежат как  древнерусские  летописи,
так и  иностранные  источники.  В  многочисленных  работах  отечественных  и
зарубежных  исследователей  показан  тот  сложнейший   процесс   утверждения
христианства  на  Руси,  начатый  задолго  до  Владимира   Святого.   Однако
государственной религией православное христианство стало только в результате
принятие Владимиром некоторое политического решения об официальном  крещении
Руси, положившее начало его административным реформам.
   Однако,  новая  епархия  стала  составной   частью   константинопольского
патриархата. А  поскольку  свои  клерикальные  кадры  появились  значительно
позже, все первые епископы и  даже  священники  были  греками.  Благо  их  в
Византии было великое множество. Одних только епископов  до  6000!  Вот  эти
"излишки" и хлынули на Русь, на  новые  русские  хлеба.  Они  назначались  и
управлялись   из   Византии   константинопольским   патриархом.    Источники
свидетельствуют,  что  за  все  время  существования   киевского   княжества
митрополитами было всего два русских: Илларион  при  Ярославе  Мудром  (1051
год) и Клим при Изяславе (1148 год). Константинопольский патриарх  мог  даже
присылать  епископов  без  согласования  с  митрополитом.  И,  конечно   же,
тщательно следил за своевременным поступлением платежей, источниками которых
были прямые сборы прихожан, доходы от церковного суда и монастыри.
   Возникновение первой митрополии в Киевской  Руси  произошло  в  IX  веке.
Никоновская летопись сообщает о  деятельности  митрополита  Михаила  Сирина,
назначенного на Русь константинопольским патриархом Фотием в  862  году.  Во
всяком случае, ряд историков считает, что Византии не было  нужды  создавать
митрополию после крещения Владимира. Некоторые из них выдвигают  гипотезу  о
том, что митрополия находилась не в Киеве, а в Переяславле. Митрополит  того
периода  Леон  имел   титул   "Леон   митрополит   Русский   Переяславский".
Предполагается, что митрополитом во время крещения Руси был Иоанн, с  кем  у
Владимира, видимо, были испорчены  отношения  в  результате  его  предыдущей
политики  антихристианского  террора.  Первым  же  митрополитом  после  акта
крещения Руси, не вызывающим сомнения в реальности, был грек Феопемпт.
   Структура византийской церкви была такова, что наличие митрополии  давало
право создавать епископии. Во времена Владимира и  Ярослава  епископии  были
созданы во всех  крупных  административных  центрах:  Новгороде,  Белгороде,
Полоцке,  Чернигове,  Переяславле.  По  мере  колонизации  новых  территорий
появлялись новые епископии. В Ростовской земле епископия  была  создана  для
ускорения процесса вовлечения в орбиту влияния государства и церкви  местных
жителей: славянского и финского происхождения. В Галиче,  Смоленске,  Рязани
епископии появились на протяжении XI-XIII веков.
   После смерти Ярослава Мудрого, как мы помним, возник  триумвират  князей:
Изяслав в Киеве, Святослав в Чернигове  и  Всеволод  в  Переяславле.  Начало
феодальной раздробленности единого государства  было  подкреплено  созданием
двух новых митрополий: в Чернигове и Переяславле. Влияние  новых  митрополий
было огромным. Черниговская епархия, например,  охватывала  пространство  от
Чернигова на западе до Рязани и Мурома на  северо-востоке.  Появление  новых
митрополий было связано, видимо, с очень  тесными  отношениями  Всеволода  с
Византией: он был женат на дочери византийского императора.
   Но после того, как Всеволод стал киевским князем, он добился  объединения
церковного руководства во главе  с  киевским  митрополитом.  Попытка  Андрея
Боголюбского  в  60-х  годах  XII  века  создать  митрополию  в  Суздале  не
увенчалась успехом. Византийский император и константинопольский патриарх не
одобрили намерений князя Андрея, понимавших, что  эта  акция  может  вывести
часть  церковной  иерархии  из-под  подчинения  Константинополю.  Только   в
Новгороде было  разрешено  создать  архиепископию,  которая  добилась  права
избирать иерархов на месте, а не по назначению из Киева.
   Роль церкви на разных этапах ее  становления  была  различной.  В  первые
десятилетия своего  существования,  когда  церковь  еще  не  обладала  своей
собственностью  и  средствами,  она  в  значительной  степени  зависела   от
княжеской политики. Так судебные права были предоставлены  церкви  княжеской
властью. Богатство монастырей имело своим происхождением веру православных в
то, что молитва монахов за спасение души сильнее, чем добрые  дела  умершего
христианина. Поэтому каждый состоятельный человек старался спасти свою душу,
делая  вклады  землей  или  деньгами  в  существующие  монастыри,  или  даже
основывая их. Когда церковь получила свои источники доходов, ее  зависимость
от светской власти ослабла.
   И тем не менее наличие единого управления  церковью  с  центром  в  Киеве
позволяло  церкви  не  только  противостоять  центробежным  силам  княжеских
распрей,  но  и  оказывать  определяющее  влияние  на  формирование  единого
общественного   сознания,    письменности,    литературы,    художественного
творчества, культуры вообще.  Церковь  взяла  на  себя  судебное  разрешение
множества гражданских дел, связанных с семейными  отношениями.  Более  того,
как это не  покажется  странным,  церковь  расширила  свои  права  на  такой
специфический институт, как служба мер весов.
   Конечно, как правило, епископы отстаивали интересы своих удельных князей,
однако  киевский  митрополит  старался  влиять  на  разрешение  межкняжеских

Страницы: « 1   2   3   4   5  6   7   8   9   10   11   12   13   14   15  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Иванов Сергей, Россия-Украина. Дороги истории