Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Иванов Сергей - Россия-Украина. Дороги истории

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 59
Размер файла: 436 Кб
Страницы: « 1   2   3   4   5   6  7   8   9   10   11   12   13   14   15   16  » »»

конфликтов.  Каждое  достижение  мирного  согласия  сопровождалось  крестным
целованием. Однако, влияние иерархов церкви не всегда было определяющим. Так
участие  духовенства  в  созванном  Ярославом  Осмомыслом  соборе  не  стало
препятствием передачи власти после смерти Ярослава Владимиру, а не Олегу.
   Таким образом, мы видим, что в отличие от удельного  порядка  княжения  в
Киевской Руси, церковная  организация  была  единой,  подчиненной  киевскому
митрополиту. И  в  этом  отношении  вплоть  до  монголо-татарского  разгрома
структура церкви не менялась. Называть эту церковь украинской или российской
может только человек, испытывающий комплекс национальной  неполноценности  и
стремящийся любыми путями доказать преимущества своей нации задним числом  и
путем фантазий. Более того, как будет видно в дальнейшем,  даже  в  польский
период различие проходило в большей  степени  не  по  национальности,  а  по
вероисповеданию.  В  этот  период  православная  церковь  стала   бастионом,
предотвратившим полное растворение украинцев (это уже XV-XVI век) в польской
среде.
   Единая культура Древней Руси. Даже по  современным  масштабам  территория
Киевской Руси огромна. Трудно даже представить  себе  как  передвигались  по
таким необъятным просторам дружины киевских князей и торговый люд. И тем  не
менее разбросанные на таком огромном расстоянии друг от друга города и  веси
были объединены единой верой  и  единой  культурой.  Из  всего  многообразия
культурных связей  рассмотрим  только  архитектуру.  Заметим,  что  храмовая
архитектура пришла на Русь из Византии, то есть первые зодчие были  греками,
и по этой причине первые храмы представляли  собой  последние  архитектурные
достижения восточного православия.  Классической  храмовой  конструкцией  на
всей   территории   северной   и   южной   Руси   стала    так    называемая
крестово-купольная композиция, представляющая  собой  остов  здания  в  виде
куба, расчлененного  4  столбами  (греческий  крест),  на  котором  покоится
центральный световой барабан.
   Конечно,  русские  мастера  внесли  в  храмовую   архитектуру   элементы,
свойственные  их  видению,  соответствующие   природе   Руси,   строительным
технологиям того периода. На протяжении  двух-трех  десятилетий  XI  века  в
Киеве, Новгороде и Полоцке были  построены  близкие  по  своему  строению  и
одноименные  соборы  святой  Софии.  София  киевская   имела   13   куполов,
новгородская - 5 и полоцкая  7.  Появление  трех  однотипных  и  одноименных
храмов знаменовали политическое и культурное единство Руси. Вообще,  наличие
величественных храмов  было  для  князей  своего  рода  визитной  карточкой,
свидетельством богатства и силы. Князья соперничали не только на  поле  боя,
но и в строительстве храмов, в изготовлении  символов  княжеской  власти  из
серебра и золота.
   В рамках публикуемой работы нет возможности подробно  останавливаться  на
сравнении особенностей возводимых соборов и церквей. Отметим только главное.
Практически весь XI век на всей территории Руси высились, устремленные ввысь
православные храмы,  подчеркивающие  идею  единения  государства  Владимира,
Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Но, начиная с конца XI века, в период
разгара  междоусобных  войн,  в  архитектурном  стиле   сформировались   два
направления. С одной стороны князья и зодчие стремились вернуться к  формам,
напоминающим о величии и силе времен  Ярослава,  а  с  другой  -  к  формам,
демонстрирующим оригинальность  замысла.  Иными  словами  шла  борьба  между
политическим и  творческим  началом  в  храмовой  архитектуре.  Не  случайно
Всеволод Большое гнездо начал  в  1185  году  перестраивать  (после  пожара)
одноглавый Успенский таким образом, чтобы он  напоминал  митрополичий  собор
времен Ярослава Мудрого.
   Каждая тема времен Киевской Руси - неисчерпаема. Мы оставляем за  рамками
рассмотрения  такие   важные   составляющие   культуры   как   древнерусская
литература, философия, бытовая письменность и многие другие. Оставляем также
такую важную тему как  двуеверие,  то  есть  причудливое  и,  вне  сомнения,
оригинальное для каждой местности, сочетание  заимствованного  христианского
мировоззрения и укоренившихся традиций язычества.
 
   ТАТАРСКОЕ НАШЕСТВИЕ
   В начале XIII века  Киевская  Русь  практически  распалась  на  несколько
княжеских объединений. Как мы уже  знаем,  в  результате  центробежных  сил,
раздиравших Русь со времен Ярослава Мудрого,  образовались  несколько  более
или менее сильных политических центров: Владимирско-Суздальское, Галичское и
Волынское княжества, Полоцкое  княжество  и  Новгород.  Между  князьями  шла
борьба за обладание Киевом, но он уже не рассматривался как  стольный  град.
Напомним, что в начале XIII века в Суздале княжил Всеволод  Большое  Гнездо,
роль которого мы довольно  подробно  рассмотрели  ранее.  Теперь  посмотрим,
какие события происходили в Юго-Западном угле увядающей Киевской Руси.
   События в  Галиче  и  на  Волыни.  Два  соседних  княжества  Галичское  и
Волынское резко отличались друг от друга. В Галичском княжестве всегда  была
сильна боярская партия, в Волынском - власть князя. И, тем не  менее,  Роман
Мстиславович, князь Волынский  сумел  объединить  оба  княжества  в  единое.
Произошло это в 1199 году. Чуть позже Роман  овладевает  Киевом  и  под  его
властью  оказываются  несколько  княжеств:  Галичско-Волынское,  Киевское  и
Переяславское. Всего 6 лет просуществовало  это  княжеское  объединение,  но
Роман успел приобрести титул  Великого,  так  же  как  и  Суздальский  князь
Всеволод.
   Роман погиб в 1205 году в  случайной  схватке  с  поляками,  и  вновь  на
Галичской земле продолжились  кровавые  события.  Галичские  бояре  прогнали
малолетних детей Романа Даниила (4 года) и Василько (2 года) и  призвали  на
княжение трех Игоревичей,  сыновей  героя  "Слова  о  полку  Игореве"  Игоря
Святославича, внуков по матери Ярослава Осмомысла. Однако, Игоревичи, будучи
ярыми  приверженцами  авторитарных  форм  правления,  начали  с  того,   что
уничтожили  несколько  сотен  бояр.  Позже  в  1211  году  бояре  с  помощью
венгерских войск отомстили Игоревичам: они повесили их и выбрали на княжение
боярина Владислава Кормильчича. Это был  совершенно  невообразимый  шаг,  на
который еще никто не отваживался в Киевской Руси. Однако, венгерский  король
Андрей вместе с польским  князем  Лешко  посадили  на  княжение  пятилетнего
венгерского королевича Калмана, которого  повенчали  с  двухлетней  польской
княжной Саломеей, а от  имени  малолетнего  князя  стал  править  венгерский
воевода. Римский папа прислал Калману королевскую корону с  условием,  чтобы
галичане были обращены в католичество.
   В 1214 году в галичские дела вмешался новгородский князь Мстислав Удалой,
которого пригласил в Галич не кто иной, как тот  же  польский  князь  Лешко,
которому венгерский король Андрей сначала  дал,  а  после  отнял  Перемышль.
Мстислав  Удалой,  сын  знаменитого  Мстислава  Храброго,  соперника  Андрея
Боголюбского успешно разбил  иноземные  войска,  выдал  свою  дочь  Анну  за
волынского  князя  Даниила.  Но  в  результате  этих   событий   объединения
Галичского и Волынского княжества не произошло. Мстислав Мстиславович княжил

Страницы: « 1   2   3   4   5   6  7   8   9   10   11   12   13   14   15   16  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Иванов Сергей, Россия-Украина. Дороги истории