Главная - Наука - История
Иванов Сергей - Россия-Украина. Дороги истории Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 59 Размер файла: 436 Кб Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 » »» конфликтов. Каждое достижение мирного согласия сопровождалось крестным целованием. Однако, влияние иерархов церкви не всегда было определяющим. Так участие духовенства в созванном Ярославом Осмомыслом соборе не стало препятствием передачи власти после смерти Ярослава Владимиру, а не Олегу. Таким образом, мы видим, что в отличие от удельного порядка княжения в Киевской Руси, церковная организация была единой, подчиненной киевскому митрополиту. И в этом отношении вплоть до монголо-татарского разгрома структура церкви не менялась. Называть эту церковь украинской или российской может только человек, испытывающий комплекс национальной неполноценности и стремящийся любыми путями доказать преимущества своей нации задним числом и путем фантазий. Более того, как будет видно в дальнейшем, даже в польский период различие проходило в большей степени не по национальности, а по вероисповеданию. В этот период православная церковь стала бастионом, предотвратившим полное растворение украинцев (это уже XV-XVI век) в польской среде. Единая культура Древней Руси. Даже по современным масштабам территория Киевской Руси огромна. Трудно даже представить себе как передвигались по таким необъятным просторам дружины киевских князей и торговый люд. И тем не менее разбросанные на таком огромном расстоянии друг от друга города и веси были объединены единой верой и единой культурой. Из всего многообразия культурных связей рассмотрим только архитектуру. Заметим, что храмовая архитектура пришла на Русь из Византии, то есть первые зодчие были греками, и по этой причине первые храмы представляли собой последние архитектурные достижения восточного православия. Классической храмовой конструкцией на всей территории северной и южной Руси стала так называемая крестово-купольная композиция, представляющая собой остов здания в виде куба, расчлененного 4 столбами (греческий крест), на котором покоится центральный световой барабан. Конечно, русские мастера внесли в храмовую архитектуру элементы, свойственные их видению, соответствующие природе Руси, строительным технологиям того периода. На протяжении двух-трех десятилетий XI века в Киеве, Новгороде и Полоцке были построены близкие по своему строению и одноименные соборы святой Софии. София киевская имела 13 куполов, новгородская - 5 и полоцкая 7. Появление трех однотипных и одноименных храмов знаменовали политическое и культурное единство Руси. Вообще, наличие величественных храмов было для князей своего рода визитной карточкой, свидетельством богатства и силы. Князья соперничали не только на поле боя, но и в строительстве храмов, в изготовлении символов княжеской власти из серебра и золота. В рамках публикуемой работы нет возможности подробно останавливаться на сравнении особенностей возводимых соборов и церквей. Отметим только главное. Практически весь XI век на всей территории Руси высились, устремленные ввысь православные храмы, подчеркивающие идею единения государства Владимира, Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Но, начиная с конца XI века, в период разгара междоусобных войн, в архитектурном стиле сформировались два направления. С одной стороны князья и зодчие стремились вернуться к формам, напоминающим о величии и силе времен Ярослава, а с другой - к формам, демонстрирующим оригинальность замысла. Иными словами шла борьба между политическим и творческим началом в храмовой архитектуре. Не случайно Всеволод Большое гнездо начал в 1185 году перестраивать (после пожара) одноглавый Успенский таким образом, чтобы он напоминал митрополичий собор времен Ярослава Мудрого. Каждая тема времен Киевской Руси - неисчерпаема. Мы оставляем за рамками рассмотрения такие важные составляющие культуры как древнерусская литература, философия, бытовая письменность и многие другие. Оставляем также такую важную тему как двуеверие, то есть причудливое и, вне сомнения, оригинальное для каждой местности, сочетание заимствованного христианского мировоззрения и укоренившихся традиций язычества. ТАТАРСКОЕ НАШЕСТВИЕ В начале XIII века Киевская Русь практически распалась на несколько княжеских объединений. Как мы уже знаем, в результате центробежных сил, раздиравших Русь со времен Ярослава Мудрого, образовались несколько более или менее сильных политических центров: Владимирско-Суздальское, Галичское и Волынское княжества, Полоцкое княжество и Новгород. Между князьями шла борьба за обладание Киевом, но он уже не рассматривался как стольный град. Напомним, что в начале XIII века в Суздале княжил Всеволод Большое Гнездо, роль которого мы довольно подробно рассмотрели ранее. Теперь посмотрим, какие события происходили в Юго-Западном угле увядающей Киевской Руси. События в Галиче и на Волыни. Два соседних княжества Галичское и Волынское резко отличались друг от друга. В Галичском княжестве всегда была сильна боярская партия, в Волынском - власть князя. И, тем не менее, Роман Мстиславович, князь Волынский сумел объединить оба княжества в единое. Произошло это в 1199 году. Чуть позже Роман овладевает Киевом и под его властью оказываются несколько княжеств: Галичско-Волынское, Киевское и Переяславское. Всего 6 лет просуществовало это княжеское объединение, но Роман успел приобрести титул Великого, так же как и Суздальский князь Всеволод. Роман погиб в 1205 году в случайной схватке с поляками, и вновь на Галичской земле продолжились кровавые события. Галичские бояре прогнали малолетних детей Романа Даниила (4 года) и Василько (2 года) и призвали на княжение трех Игоревичей, сыновей героя "Слова о полку Игореве" Игоря Святославича, внуков по матери Ярослава Осмомысла. Однако, Игоревичи, будучи ярыми приверженцами авторитарных форм правления, начали с того, что уничтожили несколько сотен бояр. Позже в 1211 году бояре с помощью венгерских войск отомстили Игоревичам: они повесили их и выбрали на княжение боярина Владислава Кормильчича. Это был совершенно невообразимый шаг, на который еще никто не отваживался в Киевской Руси. Однако, венгерский король Андрей вместе с польским князем Лешко посадили на княжение пятилетнего венгерского королевича Калмана, которого повенчали с двухлетней польской княжной Саломеей, а от имени малолетнего князя стал править венгерский воевода. Римский папа прислал Калману королевскую корону с условием, чтобы галичане были обращены в католичество. В 1214 году в галичские дела вмешался новгородский князь Мстислав Удалой, которого пригласил в Галич не кто иной, как тот же польский князь Лешко, которому венгерский король Андрей сначала дал, а после отнял Перемышль. Мстислав Удалой, сын знаменитого Мстислава Храброго, соперника Андрея Боголюбского успешно разбил иноземные войска, выдал свою дочь Анну за волынского князя Даниила. Но в результате этих событий объединения Галичского и Волынского княжества не произошло. Мстислав Мстиславович княжил Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |