Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Иванов Сергей - Россия-Украина. Дороги истории

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 59
Размер файла: 436 Кб
Страницы: «« « 5   6   7   8   9   10   11   12   13  14   15   16   17   18   19   20   21   22   23  » »»

получение самостоятельности и независимости от Константинополя  в  церковных
делах, новоиспеченный "легат от ребра св. Петра" Исидор  привез  московскому
князю папскую грамоту, в которой Великий князь  приглашался  быть  "усердным
помощником" Исидору взамен  "папского  благословения".  По  повелению  князя
Исидор был заключен в Чудов монастырь, откуда бежал сначала в Литву, после в
Киев  и,  наконец,  в  Рим,  где  и  стал  кардиналом,  формально  оставаясь
митрополитом Киевским и всея Руси.
   Сложилась интересная ситуация.  Отношения  с  Византией  были  испорчены,
поскольку патриарх оказался сам сторонником унии,  все  попытки  Василия  II
получить разрешение Константинополя на самостоятельно  избрание  митрополита
успеха не имели. Киевский князь Олелько также был  в  недоумении  по  поводу
поведения и намерений Исидора. На его запрос (спустя  6  лет  после  отъезда
Исидора) Константинопольскому  патриарху  Григорию  последний  ответил,  что
кардинал Кир-Исидор является законным митрополитом киевским и всея Руси.
   Сам Исидор делами киевской митрополии совершенно  не  занимался,  хотя  и
неоднократно собирался приехать в Киев. Тем временем Василий  II,  узнав  об
ответе патриарха в отношении Исидора, в 1448 году вновь инициировал избрание
митрополитом рязанского епископа Иону. Но наступило время, когда  идея  унии
перестала быть  актуальной.  Оба  инициатора  этой  акции  (папа  Евгений  и
император Иоанн) умерли, новый папа Николай V был сторонником  католичества,
польский король и литовский князь Казимир выразил полную свою  подчиненность
Риму. Однако военные успехи московского князя вынудили Казимира обратиться к
епископу Ионе за содействием в деле подписания мира с  Москвой  в  обмен  на
обещание объединить  митрополии.  Иона  действительно  стал  реально  единым
митрополитом всей Руси и Московской и украинской и белорусской, но некоторые
епископы его не признали.
   Разделение митрополий. А тем временем, в 1453 году произошла страшная для
всего православного мира катастрофа: турки взяли Константинополь и разрушили
его. В Москве расценили это событие как Божью кару за измену православию  на
Флорентийском соборе и отныне не считали себя связанными с Византией в части
обязательности   рукоположения   митрополитов.   Исидор,   называвший   себя
митрополитом Киевским и всея Руси был  непосредственным  свидетелем  падения
Константинополя, после чего вернулся в Рим и стал советником нового  папы  -
Калиста III, который вновь вернулся к  идеям  унии.  Он  по  совету  Исидора
специальной буллой назначил в 1458  году  митрополитом  в  Галиции  епископа
Макария. А после этого  стал  добиваться  возобновления  отдельной  киевской
митрополии. Раскол некогда единой церкви произошел  3  сентября  1458  года,
когда преемник Калиста III папа Пий II издал  буллу  о  разделении  Киевской
митрополии на верхнюю (Московскую) и нижнюю  (Польско-Литовскую).  При  этом
верхняя митрополия сохранялась за  все  тем  же  Исидором,  а  нижняя  -  за
игуменом  греческого  монастыря  Григорием,  учеником  Исидора   c   титулом
митрополит Киевский и всея Руси. Одновременно Пий II обратился к Казимиру  и
русской  пастве  в  пределах  Литовского  княжества  не  пускать  в  пределы
Литовской части ни московских посланцев, ни константинопольских, а к  пастве
в верхней митрополии - с призывом не признавать Иону. Дело в том, что  после
разгрома Византии стало два  вселенских  православных  патриарха  -  один  в
Константинополе под властью турецкого султана, а другой - в Риме.
   Соответственно, московский митрополит Иона собрал поместный собор русских
епископов и  взял  с  них  клятву  на  верность.  Однако  главы  епископств,
входивших в состав Литвы, не спешили его признавать. В то же время  киевский
князь  Семен  Олелькович  признал  Иону,  как  главу  русской  церкви.   Оба
константинопольских патриарха  (римский  в  изгнании,  признанный  Папой,  и
стамбульский, утвержденный султаном Магометом II), враждуя между собой,  тем
не менее, подтвердили законность назначения киевского митрополита  Григория.
Между прочим, константинопольским патриархом в изгнании в 1461 году стал все
тот же Исидор, который, естественно, не мог не  признать  своего  ученика  и
ставленника. Так произошло разделение некогда  единой  русской  православной
церкви на две митрополии. Вокруг этого хитросплетения  событий  и  интересов
продолжаются споры историков и политиков о том, кто имеет больше прав на то,
чтобы считаться посвященным в митрополиты на законном  основании.  Формально
московский  митрополит   Иона   не   был   рукоположен   Константинопольским
патриархом, а Киевский Григорий был, да не одним, а сразу двумя. Но один  из
них находился в Риме и действовал от имени  папы,  то  есть  фактически  был
униатом, а второй посвящал митрополитов по милостливому разрешению турецкого
султана. В Москве унию, как известно, не признавали, а  доверие  к  Византии
было подорвано падением древним центром православия - Константинополя.
   В течение нескольких последующих лет турки  завоевали  Сербию,  Болгарию,
Грецию, Боснию. Православный мир терял свои исторические  корни.  Московская
Русь все более отмежевывалась  от  старых  христианских  центров  -  Рима  и
Константинополя и укрепляла свою независимость в церковной жизни, в то время
как киевская митрополия, продолжая общение с  обоими  центрами,  разрывалась
между Западом  и  Востоком.  Наступающая  полонизация  украинского  общества
угрожала полной потерей своей самобытности и даже переменой веры.  Но  этого
не произошло, ценой титанических усилий, православие не  растворилось  ни  в
католичестве, ни в протестантском реформаторстве.
 
   ПОЛЬСКИЙ ПЕРИОД
   Ветер  перемен  в  Европе.  Чтобы  читатель  лучше  представил   события,
происходившие в Московском княжестве, Литве и Польше  на  протяжении  XV-XVI
веков, следует напомнить о том, что  это  были  переломные  века  в  истории
Европы.  Мощные  реформаторские  движения,   основанные   на   идее   личной
ответственности человека перед Богом без посредничества церкви,  поколебали,
казалось,  незыблемую  твердыню  римской   католической   церкви.   Менялась
закостенелая система представлений человека о Боге, о  себе,  об  окружающем
мире, зарождались  науки.  Формировалась  новая  гуманистическая  философия,
развитию которой способствовали крупнейшие открытия  в  естествознании.  Это
был век великих географических  открытий.  Это  было  время  художественного
гения  Леонардо  да  Винчи  и  Микеланджелло,  мыслителей-гуманистов  Эразма
Роттердамского, Мишеля де Монтена, исследователей природы Николая Коперника,
Иоганна Кеплера, Галилео Галилея, Джордано Бруно, великих  утопистов  Томаса
Мора и Томазо Кампанелла. В  этом  веке  Николо  Макиавелли  развил  идеи  о
сильной централизованной государственной власти в руках единого самодержца .
   В средневековой Европе рушились устои, и польская знать, обращенная одной
стороной на Запад, не могла не вдыхать ветер перемен. Другая же ее  сторона,
обращенная на Восток,  видела  огромные  просторы,  населенные  православным
людом,  среди  которых  трудно  было  встретить   европейски   образованного
человека. Все  это  способствовало  пренебрежительному  отношению  шляхты  к
схизматикам, как называли сторонников  греческой  православной  веры.  Можно
только представить себе ощущения украинской шляхты, которая с одной  стороны
могла наблюдать взлет европейской образованности, а с  другой  -  отсталость

Страницы: «« « 5   6   7   8   9   10   11   12   13  14   15   16   17   18   19   20   21   22   23  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Иванов Сергей, Россия-Украина. Дороги истории