Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Иванов Сергей - Россия-Украина. Дороги истории

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 59
Размер файла: 436 Кб
Страницы: «« « 14   15   16   17   18   19   20   21   22  23   24   25   26   27   28   29   30   31   32  » »»

который, учитывая противостояние с Москвой и не желая раздражать  казаков  и
простой люд, в ноябре 1632 года  подписал  документ  под  названием  "Пункты
умиротворения русского народа". Этот документ фактически легализовал в  Речи
Посполитой православную церковь. Снималось множество ограничений и запретов,
подтверждалась зависимость  киевского  митрополита  от  константинопольского
патриарха. Душой переговоров с польским королем был  Петр  Могила,  которого
делегаты тут же решили избрать  киевским  митрополитом  вместо  действующего
престарелого Исайи Копинского. После испрошения  патриаршьего  благословения
Петр Могила был рукоположен в митрополиты.
   Рукоположение нового митрополита вызвало прилив воодушевления в  народных
массах и среди православной шляхты. Деятельность Петра Могила была пронизана
стремлением   привнести   в   православие   черты   современности,   поднять
образовательный уровень православных священников, вернуть Киеву его  древнее
значение.  Пользуясь  поддержкой  польского  короля,  сосредоточив  в  руках
финансовые  ресурсы  (будучи  и  сам  человеком  весьма  богатым,  поскольку
происходил из древнего рода  молдавских  правителей)  ему  удалось  провести
назревшую в православии реформу. По сути дела  он  вернулся  к  решению  тех
задач, которые стояли перед православием накануне Берестейской унии.
   В   деле   образования   ему   принадлежит   заслуга   высшей   школы   -
Киевско-Могилянской коллегии, основанной  на  базе  двух  школ:  Братской  и
Лаврской. Он стал идейным вдохновителем создания "Катехизиса Петра Могилы" -
"Православного Исповедания веры", одобренного константинопольским патриархом
и утвержденный собором восточных церквей в 1641  году.  Этот  труд  был  для
русского православия более чем современный, в нем митрополит  Могила  открыл
новые возможности для решения целого ряда актуальных в то время богословских
проблем, поставленных Реформацией и Контрреформацией, то есть  протестантами
и католиками. Петр Могила создал в  Киеве  настоящий  научно-образовательный
центр, из недр которого вышли такие  выдающиеся  для  церковной  жизни  того
периода богослужебные книги как ""Служебник" (1629  г.)  и  "Требник"  (1646
г.). Трудно даже представить себе ту роль, которую  сыграли  эти  книги  для
организации  модернизированной  и  унифицированной  богослужебной  практики.
Именно эти труды Петра Могилы были взяты за основу реформирования Московской
церкви патриархом Никоном во второй половине XVII века.  И  не  только  сами
труды, ученики Могилы стали учителями русской образованности в Москве, о чем
речь пойдет далее.
   Сложность задачи Могилы состояла в том, чтобы модернизация  православного
учения  не  сводилась  к  простому   заимствованию   богословских   новшеств
протестантов и иезуитов, или даже униатов. Нужно было адаптировать с  учетом
старой киевской православной традиции, остро поставленные временем  проблемы
обновляющегося христианства. И тем не менее соперники Петра Могилы и  прежде
всего отстраненный им митрополит  Исайя  Копинский  обвиняли  реформатора  в
измене православию, в переходе на позиции униатов и "латинистов".
   Недоброжелательное отношение к киевскому коллегиуму,  в  котором  учились
будущие священнослужители, объяснялось тем, что преподавание  там  проходило
на латинском языке. Для большинства православных, в том числе и для казаков,
"латинянин" однозначно вписывался в знаковую формулу "латинянин - католик  -
поляк - пан". В то же время митрополит Могила сознательно делал  все,  чтобы
выпускники  его  коллегии,  православные  священники  могли  на   равных   с
католиками и протестантами спорить по вопросам  веры  на  едином  для  всего
образованного общества языке - латинском. Кроме  того,  важные  должности  в
польском государстве можно было занимать только при условии знания латыни.
 
   НАЦИОНАЛЬНО-РЕЛИГИОЗНОЕ ВОССТАНИЕ
 
   Положение Украины перед народным восстанием.
   Деятельность митрополита Петра Могилы пришлась  на  годы,  предшествующие
народному восстанию под  руководством  Богдана  Хмельницкого  и  последующих
событий, которые, в конечном счете, привели к  включению  Украины  в  состав
Российского государства. Эта деятельность происходила на фоне двух острейших
процессов. С одной стороны высшая украинская  шляхта  массово  переходила  в
униатство, пренебрегая старой православной традицией и насмехаясь над ней, с
другой - польские паны достигли предела в нещадной  эксплуатации  украинских
крестьян.  Даже  такой  фанатический  враг  православия  как  иезуит  Скарга
говорил, что едва  ли  найдется  на  всем  свете  государство,  где  бы  так
обходились с земледельцами, как в Польше.  Польский  писатель  того  времени
Ставрольский с горечью замечал: " Любой азиатский деспот не замучит  во  всю
жизнь столько людей,  сколько  их  замучат  в  один  год  в  свободной  Речи
Посполитой".
   Понятно, что гроздья народного гнева наполнялись будущим  кровавым  соком
антипольского восстания. Но особенную ненависть  украинцев  вызывали  иудеи,
которые брали в аренду не только земли, но и православные церкви. Холоп  был
вынужден платить не только пану, но и арендатору. Дошло до того,  что  иудей
брал саму православную церковь в аренду, требуя деньги за то, чтобы  открыть
ее для крещения младенца или венчания молодых. Естественно,  насмехаясь  при
этом над православной верой. Даже  противники  "схизмы"  римско-католические
священники протестовали против такого беспредела.  В  народе  сформировалась
новая знаковая цепочка "иудей - арендатор".
   В последнее десятилетие перед восстанием обстановка в Украине  накалилась
до крайности. Двойной гнет польских панов и иудейских арендаторов  заставлял
десятки  тысяч  крестьян  бежать  в  Запорожье.  Серия  казацких   восстаний
прокатилась по Украине. Поляки ответили неслыханным  насилием,  считая,  что
только   оно   способно   положить   конец   противодействию    православных
"схизматиков",  холопов  и   казаков.   Однако   двойственность   казачества
заключалась в том,  что  реестровые  казаки,  находящиеся  на  содержании  у
польской короны, были врагами вольного казачества,  иногда,  не  менее,  чем
сами поляки. Разросшееся в результате массового бегства холопов  запорожское
казачество ходило за добычей в турецкие земли, вызывая резкую реакцию турков
в адрес Речи Посполитой.
 
   Начало национально-религиозной революции
   Мы переходим к изложению  и  осмыслению  чрезвычайно  важного  периода  в
украинско-российских отношениях  середины  XVII  века.  Именно  в  эти  годы
начались предродовые схватки рождения Украинской государственности,  которая
в тот период так и не состоялась. Не будем описывать тот клубок противоречий
между различными слоями тогдашнего  общества,  который  попытался  разрубить
казацкой саблей Богдан Хмельницкий, - в общих чертах он описан в  предыдущих
статьях. Что же касается подробного описания  побед  и  поражений  казацкого
воинства в период восстания под руководством Хмельницкого, то вначале  автор
исходил из того, что каждый украинец (и, добавлю, каждый русский, живущий  в
Украине) должен знать об этом. Но самый поверхностный опрос показал, -  дело

Страницы: «« « 14   15   16   17   18   19   20   21   22  23   24   25   26   27   28   29   30   31   32  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Иванов Сергей, Россия-Украина. Дороги истории