Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Иванов Сергей - Россия-Украина. Дороги истории

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 59
Размер файла: 436 Кб
Страницы: «« « 21   22   23   24   25   26   27   28   29  30   31   32   33   34   35   36   37   38   39  » »»

договор стал "сильнейшим  и  убедительнейшим  аргументом  и  доказательством
суверенности Украины". Судьба этого договора была драматической  и  положила
начало  глобальным  геополитическим  процессам  на   огромном   пространстве
восточной Европы.
 
   Киевская митрополия и Москва.
   Взаимоотношения между киевским митрополитом и  Москвой  после  заключения
Переяславского договора складывались непросто.  Митрополит  Сильвестр  Косов
был последователем Петра Могилы, то есть выразителем  интересов  украинского
шляхетства   и   сторонником   польско-украинского   компромисса.    Обладая
значительными земельными участками и имуществом, находясь в непосредственном
подчинении  константинопольского  патриарха,  митрополит  не   стремился   к
сближению с Москвой. Во время своего первого визита в  Киев  в  январе  1654
года царский посол боярин Бутурлин в беседе с Косовым интересовался,  почему
митрополит не писал царю о своем желании "быть под его высокой рукой". Тогда
митрополит ответил, что не знал о намерениях гетмана.  А  решение  киевского
духовенства не присягать  царю  Алексею  Михайловичу  объяснял  тем,  что  в
противном  случае  поляки  могли  подвергнуть   гонению   все   православное
духовенство  на  подвластных  территориях.  Более  того,  после   очередного
недоразумения митрополит заявил"...то гетман Хмельницкий посылал бить  челом
и подался со всем войском Запорожским под государеву руку, а он, митрополит,
не посылал и живет с духовными людьми сам по себе, ни под чьей властью.."
   Второй  конфликт   через   месяц   после   Переяславля   был   связан   с
противодействием митрополита намерениям московских воевод построить крепость
на митрополичьей земле. В этот спор вмешался  сам  Хмельницкий,  после  чего
митрополит Косов пошел на уступки и получил взамен взятой земли другую.  При
этом, несмотря на свою осторожность в отношениях с  Польшей,  он  в  грамоте
царю все же называл Хмельницкого ".. нашей земли начальником и повелителем".
   Здесь стоит рассказать о малоизвестном эпизоде, имеющем огромное значение
для понимания  взаимоотношений  России  и  Украины.  Интеллектуальная  жизнь
Москвы того времени была чрезвычайно  бедной;  привычка  думать,  что  после
падения  Византии  московитяне  стали  единственным   истинно   православным
народом, приводила к неприятию всего иностранного. Но  постепенно  приходило
понимание того, что культурная изоляция от Запада не соответствует интересам
России. Прямое же заимствование "латинских" религиозных и философских знаний
в тот период был просто невозможно в  силу  вышеназванных  предубеждений.  И
тогда один из наиболее образованных москвичей боярин Ртищев,  поддерживаемый
царем  Алексеем  Михайловичем,  пригласил  в   Москву   киевского   ученого,
иеромонаха Братского монастыря, выпускника  Киевско-Могилянского  коллегиума
Епифания Славинецкого.
   В то время патриархом московским и всея Руси России был знаменитый Никон,
при  котором  произошел  раскол  русской  православной  церкви  на  ново-  и
старообрядческую. Никон вначале также  предубежденно  относился  к  киевской
учености, поскольку подозревал в ней сильное  влияние  унии.  Вспомним,  что
православие в Южной Руси в начале XVII века находилось  в  весьма  плачевном
состоянии. Естественно, что  становление  киевской  учености  проходило  под
очень  сильным  влиянием  религиозных  процессов,  происходивших  в  Европе.
Митрополиту   Петру   Могиле   удалось   за    короткий    срок    вырастить
высокообразованных ученых,  которые  в  интеллектуальном  отношении  намного
опережали московских иерархов.
   Епифаний Славинецкий был настоящим ученым кабинетного типа.  Он  свободно
владел  обязательными  для  культурного  человека  того  периода  латынью  и
греческим языком, знал даже еврейский, прекрасно знал историю церкви, изучал
другие науки. За время своего пребывания в Москве (а  прожил  он  в  ней  на
полном царском  довольствии  в  Преображенском  монастыре  более  25  лет  и
похоронен  в  Чудовом  монастыре)   Славинецкий   написал   множество   книг
религиозного содержания. Патриарх  Никон  высоко  оценил  этого  человека  и
благоволил к нему. Главную свою цель - перевод Библии с  учетом  исправления
накопившихся при переписывании ошибок он не успел осуществить, - смог только
перевести Евангелие и Пятикнижие Моисея. Для Москвы того  периода  это  было
событием огромного значения, вызвавшее между прочим и сильнейшую  оппозицию,
направленную  против  патриарха  Никона.  Возможно  Славинецкий  был  первым
ученым, создавшим на Руси словари: один -  толковый,  для  объяснения  слов,
встречаемых в церковной литературе,  и  греко-славяно-латинский,  в  котором
было более 7 000 слов. Славинецкий создал при монастыре училище,  в  котором
обучались по образцу киевско-могилянского  коллегиума  русские  студенты.  В
конце  жизни  Славинецкий  завещал  свою  библиотеку  киевскому  братству  и
небольшая сумма денег, которую он завещал разослать южнорусским  монастырям.
Его приезд в Москву не был единичным актом, после него в Россию приезжали  и
другие  киевские  ученые.  Так  начиналось  становление  российской   науки.
Начинался этап ориентации части российской элиты на Запад, -  западничество.
И это происходило не при Петре первом, как принято считать,  а  при  Алексее
Михайловиче, благодаря таким образованным личностям как бояре Ордын-Нощокин,
Ртищев и другие.
 
   События после Переяславля.
   Подписание Переяславского договора и последовавшие вслед за  ним  события
резко изменили геополитическую картину восточной Европы.  Весной  1654  года
стотысячная  русская  армия  под  командованием  самого  царя   вступила   в
Белоруссию,  начав  военные  действия  против  Польши.  20-летнее  перемирие
закончилось, и Россия ставила перед собой  задачу  вернуть  свои  земли.  На
помощь  русской  армии  Хмельницкий  выделил  восемь  казацких  полков   под
командованием шурина гетмана полковника Золотаренко, который  погиб  в  этом
походе.  Русско-казацкое  войско   освободило   города   Смоленск,   Полоцк,
Мстистлав, Оршу, Могилев, Быхов, Гродно и другие. Эти  завоевания  позволили
Алексею Михайловичу внести изменения в титулатуру и  называться  "...  царем
всея Великой, Малой и Белой России".
   Практически одновременно с событиями в Белоруссии, то  есть  весной  1654
года, поляки вторглись на Подолию,  уничтожая  на  своем  пути  население  и
выжигая города, местечки и селения. Во время  этого  рейда  погибли  десятки
тысяч православных жителей, не желавших сдаваться  ляхам.  Но  на  этот  раз
казакам удалось заставить поляков уйти в Польшу.  Однако,  Летом  1654  года
между Крымом и Речью Посполитой был подписан  "Вечный  договор"  о  взаимной
помощи.  В  ноябре  того  же  года  30-тысячное  польско-шляхетское   войско
двинулись на Подолию. И вновь их путь был залит  кровью,  более  50  городов
были полностью разрушены, десятки тысяч жителей погибли в борьбе с поляками.
Коронный гетман Потоцкий писал королю  Яну-Казимиру:  "Горько  будет  вашему
величеству слышать о разорении вашего государства, но  иными  средствами  не
может усмириться неукротимая хлопская  злоба,  которая  до  сих  пор  только
возрастает".

Страницы: «« « 21   22   23   24   25   26   27   28   29  30   31   32   33   34   35   36   37   38   39  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Иванов Сергей, Россия-Украина. Дороги истории