Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Иванов Сергей - Россия-Украина. Дороги истории

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 59
Размер файла: 436 Кб
Страницы: «« « 13   14   15   16   17   18   19   20   21  22   23   24   25   26   27   28   29   30   31  » »»

польской Короны. Под  его  руководством  казаки  неоднократно  выступали  на
стороне поляков в их войнах с Оттоманской империей и с Москвой. Как  мы  уже
знаем, он играл решающую роль в польско-московской войне 1617-1618 годов. Но
в то же время именно гетман Сагайдачный в 1620 году вступил вместе  со  всем
Запорожским Кошем в Киевское Богоявленское православное братство, что  стало
важнейшим  событием,  объединившим  православное  и  казацкое   движение   и
усилившим борьбу против униатов с одной стороны и польских панов с другой. В
1620 году произошло другое, не менее важное событие, заложившее краеугольный
камень в здание украинской автономии и последующего сближения с  Москвой.  В
тот год возвращался из  Москвы  патриарх  Феофан,  собиравший  средства  для
восточных  церквей  и  участвовавший  в  хиротонии   Московского   патриарха
Филарета. Он был остановлен казаками в  Путивле  и  доставлен  в  Киев,  где
собрались  представители  черного  и  белого  духовенства   из   большинства
украинских и белорусских епархий. Перед патриархом был  поставлен  вопрос  о
создании  новой  епархии  и  назначения  православного  митрополита.   Такое
требование  поставило  Феофана  перед  тяжелым  выбором.  С  одной   стороны
расширение влияния православия - святая обязанность греческих патриархов,  с
другой - патриарх опасался противодействия польского правительства.
   Здесь следует напомнить еще раз о том бедственном  положении,  в  котором
оказалась православная вера. В планы католического Рима  и  польской  короны
входило полное уничтожение православия в Украине. Высшие украинские шляхтичи
переходили в католичество, мещанам и простому люду было уготовано униатство.
По всей Украине действовали иезуитские школы и коллегии, уровень образования
в  которых  особенно  привлекал  даже  православных  шляхтичей.   Стараниями
иезуитов   повсеместно   формировалось   пренебрежительное    отношение    к
православному  обряду,  к   православным   священникам,   в   части   низкой
образованности которых,  действительно,  сомневаться  не  приходилось.  Ведь
после смерти последнего православного киевского митрополита Михаила Рогозы в
1599 году вплоть до 1620 года православных священников никто не  рукополагал
и не готовил. Все основные православные храмы оказались в руках униатов. Чем
больше польская власть и униаты ущемляли православных, тем более обострялись
отношения между ними. В1609 году чуть не убили униатского митрополита Потия,
а в 1618 году последователя Потия Антония Грековича утопили в Днепре.
   Казалось, нет силы, которая  бы  противостояла  наступлению  католиков  и
униатов. Вот здесь-то казаки  и  взяли  инициативу  в  свои  руки.  Казацкие
представители обратились к Феофану с такими словами: "Не будешь  патриархом,
не будешь добрым пастырем, не будешь наместником Христа и апостолов, если не
посвятишь народу митрополита и епископов, когда нашел  нас  гонимыми  и  без
пастырей, и мы даже боимся, чтобы за твое упорство не убил бы тебя по дороге
какой-нибудь зверь". Феофан сдался и митрополитом Киевским  и  Галицким  был
рукоположен игумен Иов Борецкого, кроме того  Феофан  рукоположил  еще  пять
епископов. После этого гетман Сагайдачный поставил  вопрос  на  состоявшемся
сейме о признании назначений. Однако поляки,  добившись  участия  казаков  в
войне против Турции и победив, благодаря им, в битве под Хотином, фактически
обманули Сагайдачного. Тем не менее  именно  благодаря  этим  двум  событиям
казачество стало играть главенствующую роль в деле  объединения  украинского
народа и его борьбы за религиозное и национальное  самоопределение.  Однако,
для этого еще нужно было пережить целую эпоху повстанческих войн.
   Киевское братство, митрополит Петр Могила. Попытки добиться на сейме хоть
каких-нибудь привилегий  для  православной  церкви  успехом  не  увенчались.
Киевское  Богоявленское  братство,  находясь   с   1620   года   в   ведении
константинопольского  патриарха,  до  1629  года  не  признавалось  польским
правительством. Отношения между католиками и  униатами  с  одной  стороны  и
православными с другой обострились до  крайности.  Если  бы  не  запорожское
казачество, столь необходимое для ведения войн с Турцией, судьба православия
в Украине была бы весьма плачевной. И что ж тут удивительного в том,  что  в
таком положении взоры православных иерархов Киева стали обращаться в сторону
Московского царя и патриарха.
   Буквально с первых лет своего существования Киевское братство  стремилось
поддерживать тесные отношения с русским  правительством.  Видимо  общение  с
патриархом Феофаном заставило  гетмана  Сагайдачного  изменить  отношение  к
Москве. Есть сведения о  том,  что  Сагайдачный  писал  московскому  царю  о
готовности казаков служить ему. В том же, богатом на  события  1620  году  в
Москву прибыло целое посольство во главе с атаманом Петром Одинцом с письмом
от  всего  Коша  Запорожского  с  просьбой  принять  в  состав   Российского
государства. И после смерти в 1622 году гетмана Сагайдачного отношения Киева
и Запорожья с Москвой не ослабевали.  В  1624  году  представители  братства
получили от царя подарок (50 соболей) для построения церкви.  В  последующие
годы братчики  неоднократно  передавали  царю  Михаилу  Романову  просьбы  о
выделении средств на материальную помощь и  приобретение  церковной  утвари,
икон  и  богослужебных  книг.   Монахи   Печерского,   Никольско-Пустынного,
Выдубецкого, Михайловско-Златоверхого Кирилловского, Межигорского монастырей
неоднократно посещали Москву, где получали по  специальному  царскому  указу
денежную помощь.
   В этой связи заслуживает внимания  письмо  Перемышльского  и  Самборского
епископа Исайи Копинского Московскому патриарху, в  титулатуру  которого  он
добавил термин Малая Русь, а себя назвал патриаршим экзархом Малой Руси. Сам
киевский митрополит  Иов  Борецкий  был  убежденным  сторонником  московской
ориентации. В 1624 году он обратился к  Михаилу  Романову  с  челобитной,  в
которой выражал стремление стать под  волю  русского  царя.  При  московском
патриархе Филарете в чине стольника одно время даже находился сын  Борецкого
Андрей, выполнявший ответственные поручения.
   Однако, после смерти короля Сигизмунда III отношения  между  запорожцами,
православной верхушкой и Москвой резко изменились. По польской  традиции  по
смерти короля собирались два сейма: "конвокационный", на котором подводились
итоги  предыдущего  правления  и  "элекцийный",  на   котором,   собственно,
избирался новый король. Православное  дворянство  решило  использовать  свой
шанс и добиться от сейма улучшения своего положения. С этой  целью  на  сейм
было отправлена  делегация  во  главе  с  архимандритом  Печерской  Лавры  и
блюстителем  киевского  братства  Петром  Могилой.  В  числе  их  требований
значилось возвращение запечатанных церквей и отобранных  униатами  церковных
имений,  право  заводить  типографии,  школы,  уничтожение  антиправославных
актов. Одновременно с этим свою просьбу подали на сейм  казаки,  причем  они
требовали уничтожения униатства и обещали за  это  не  жалеть  жизни  "...за
целость любезного отечества". Однако, сейм  был  категорически  против.  Для
польских панов православные и тем более  казаки  были  такими  членами  Речи
Посполитой,  как  "  ...  ногти,  волосы,  которые   обрезывают".   И   если
"конвокационный"  сейм  ограничился  только  неким   "мемориалом",   то   на
"элекционном" сейме и достигнутые  решения  оказались  под  угрозой  отмены.
Тогда посланцы решили действовать напрямую через  нового  короля  Владислав,

Страницы: «« « 13   14   15   16   17   18   19   20   21  22   23   24   25   26   27   28   29   30   31  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Иванов Сергей, Россия-Украина. Дороги истории