|
Главная - Наука - История
Каркейль Томас - Французкая революция Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 303 Размер файла: 2149 Кб Страницы: «« « 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 террора достигло 35-40 тыс. человек (Greer D. The Incidence of the Terror
during the French Revolution. Cambridge (Mass.), 1935). В это число не
входят погибшие в ходе гражданской войны в северо-западных департаментах.
К стр. 488. "Осел в священном облачении с митрой на голове...
шествует... по направлению к могиле мученика Шалъе". - Осенью 1793 г. во
Франции развернулось движение "дехристианизации", инициаторами которого
выступали радикально настроенная интеллигенция и городские низы. Во многих
местах закрывались церкви, священников заставляли отрекаться от сана,
католический культ запрещался и заменялся созданным на основе идей
Просвещения "культом Разума". Наряду с почитанием разума и прочих
гражданских добродетелей распространился народный по своим истокам культ
"мучеников свободы": Ж.-П. Марата, M. Лепелетье и М.-Ж. Шалье. Характерными
для того времени церемониями были дехристианизаторские карнавалы, один из
которых описан Карлейлем. Отношение народа к "дехристианизации" было
неоднозначным. Большинство народа, прежде всего крестьянство, не
поддерживало уничтожения католического культа. В этих условиях Конвент 6
декабря 1793 г. осудил крайности антиклерикального движения и принял декрет
о свободе культов.
К стр. 496. "Фактически правительство можно по справедливости назвать
революционным". - Летом - осенью 1793 г. во Франции сложился режим
революционной диктатуры, или, как его официально называли, "революционное
правление". Конвент сосредоточил в своих руках всю полноту власти. Он
принимал законы, а исполнительную власть осуществляли его комитеты и
депутаты, направлявшиеся в армии и департаменты в качестве комиссаров,
наделенных широкими полномочиями. Центральное места в системе органов
революционной диктатуры занял Комитет общественного спасения. За борьбу с
внутренней контрреволюцией отвечал Комитет общественной безопасности. Для
подавления контрреволюции, проведения реквизиций и охраны продовольствия
была создана "революционная армия".
К стр. 497. "В самом деле, Шометт и компания представляют род
сверхъякобинства, или неистовую "партию бешеных (des Enrages)", которая
возбуждает в последние месяцы некоторые подозрения у ортодоксальных
патриотов". - Карлейль смешивает представителей разных революционных
группировок, близких к санкюлотскому движению. Участники активно
развернувшей свою агитацию в конце 1792 г. группировки "бешеных" (Ж. Ру, Ж.
Варле, Т. Леклерк и др.) были активистами парижских секций и членами Клуба
кордельеров. "Бешеные" оказались в числе первых жертв пропагандировавшегося
ими террора. Их руководители были арестованы в сентябре 1793 г.
Возглавлявший Парижскую коммуну П.-Г. Шометт и его сторонники представляли
собой одну из "крайних" группировок в период якобинской диктатуры. Кроме них
на левом фланге находились Ж.-Р. Эбер и его сторонники в Клубе кордельеров,
а также левое крыло Якобинского клуба. В позициях различных "крайних"
группировок имелись серьезные расхождения.
К стр. 517. "Декрет от 22-го прериаля, предложенный Кутоном". - В
соответствии с декретом от 22 прериаля II года о реорганизации
Революционного трибунала в качестве единственного наказания за все
преступления, рассматриваемые в этом трибунале, устанавливалась смертная
казнь. Обвиняемые лишались права иметь защитника, вызов свидетелей и
предъявление вещественных улик признавались необязательными. Достаточным
основанием для вынесения смертного приговора стали моральные соображения,
возникшие у присяжных и вызвавшие у них уверенность в виновности
подсудимого.
К стр. 521. "Носятся смутные слухи относительно аграрного закона:
победоносный санкюлотизм становится земельным собственником". - "Аграрным
законом" в годы Французской революции называли всеобщий равный передел
земель. Идея "аграрного закона" выдвигалась в народных петициях, ее защищал
Ж.-Р. Эбер. Для основной массы якобинцев она была неприемлема. В марте 1793
г. Конвент принял декрет, устанавливающий смертную казнь за пропаганду
"аграрного закона". Якобинская республика сохранила этот декрет в силе.
Вместе с тем якобинцы приняли аграрное законодательство, беспрецедентное в
истории буржуазных революций. По декрету 17 июля 1793 г. крестьяне
безвозмездно освобождались от всех феодальных повинностей. 3 июня 1793 г.
Конвент постановил продавать конфискованные и объявленные национальными
имуществами земли эмигрантов мелкими участками с уплатой за них в рассрочку
в течение 10 лет. По закону от 10 июня все захваченные сеньорами в прежние
годы общинные земли объявлялись собственностью крестьянских общин и
крестьяне получали право осуществить равный подушный раздел этих земель при
условии, что за него выскажутся не менее 1/3 членов общины. Вопреки
утверждению Карлейля это не привело к сколько-нибудь значительному
перераспределению земель в пользу бедноты. Стремясь заручиться поддержкой
народных низов в условиях обострения политической борьбы и активизации
эбертистов, 8 и 13 вантоза II года (26 февраля и 3 марта 1794 г.) Конвент по
докладу Л.-А. Сен-Жюста принял два декрета, которые предписывали конфискацию
имущества лиц, признанных врагами революции, и использование фонда
конфискованных земель для помощи неимущим. Вантозские декреты остались на
бумаге и не привели к перераспределению земельной собственности.
Страницы: «« « 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |