|
Главная - Наука - История
Каркейль Томас - Французкая революция Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 303 Размер файла: 2149 Кб Страницы: «« « 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 » Тэна "Происхождение современной Франции" (1878-1893) эта линия дошла до
наших дней и воплотилась в 60- 80-х годах XX века в трудах бывших бунтарей
"красного мая" 1968 года во Франции, а также их последователей в ФРГ,
Великобритании, США, Италии и Польше // Социальные движения и борьба идей. Проблемы истории и историографии. М.,
1982.
Лидеры этого "нового прочтения" истории Французской революции Ф. Фюре и
Д. Рише в своих многочисленных трудах, в выступлениях в прессе, по радио и
телевидению желали доказать, что Великая французская революция не была ни
закономерной, ни необходимой, что якобинская диктатура являлась "заносом" на
магистральном пути экономического развития Франции к капитализму и этот
"занос", как, впрочем, и революция в целом, лишь затормозил поступательное
развитие Франции и Европы по пути исторического прогресса.
Главный тезис Рише и Фюре (оба они начинали в левом студенческом
движении, а один в молодости был даже членом Французской коммунистической
партии) - тезис о "мифологизации" Французской' революции. По их мнению, к
этому были причастны различные левые течения - от Карла Маркса до Жоржа
Клемансо - в интересах текущей политической борьбы. Еще 20 лет назад Рише на
страницах влиятельного исторического журнала "Анналы" писал: "Должны ли мы
отказаться от понятия буржуазная революция? Следует отбросить всякую
двусмысленность... Уложить Французскую революцию в прокрустово ложе
Марксовой теории революции... кажется нам невозможным".
Своему соавтору и единомышленнику вторил Фюре, предложивший еще задолго
до юбилея не праздновать 200-летие революции, поскольку данное событие
является "мифологическим" Другой реинтерпретатор истории Французской революции из той же группы
"обновленцев" некогда, в 30-50-х годах, знаменитой французской исторической
"школы Анналов" и тоже экс-коммунист, Ле Руа Ладюри, возносит хвалу Фюре
за... изобретение "таблицы Менделеева" по разоблачению "мифологии"
революции: "Труды Фюре за несколько лет до двухсотлетия Французской
революции наводят некоторый порядок в различных моделях, с помощью которых
историки прошлого разъясняли перипетии великого десятилетия (1789-1799). Мы
располагаем отныне, что касается этих моделей, некой таблицей Менделеева, то
есть реестром, системой ячеек, клеток, в которых мы можем разместить каждого
на свое место: концепции Кинэ, Гизо, Минье, Бюше, Маркса, Собуля и т. д." // L'Histoire. 1983. N 52.
1986. 9 июля. С. 14.
И хотя в этой "таблице" нет имени Т. Карлейля, он вполне может быть
помещен в одном ряду с Гизо, К. Марксом и известным французским
историком-марксистом А. Собулем (1914-1982), чей капитальный трехтомный труд
"Революция и цивилизация" готовится к печати в издательстве "Прогресс".
В трудах "демифологизаторов" по мере приближения 200-летнего юбилея все
отчетливее проступала тенденция распространить свою "таблицу Менделеева" не
только на Французскую, но и на все остальные крупные революции в истории
человечества, разделив их на "плохие" и "хорошие".
К первым помимо Французской, безусловно, отнесена Октябрьская. В работе
"Думать о Французской революции" Фюре писал: "...начиная с 1917 года
Французская революция не является больше матрицей, печатая с которой можно и
должно создать модель другой, подлинно свободной революции, (ибо)... наша
революция стала матерью другого реального события, и ее сын имеет
собственное имя - это русский Октябрь"Фюре, навсегда связаны одной пуповиной - терроризмом. А вот в "хороших"
революциях, к каковым относятся Английская середины XVII в. и особенно
Американская 70-80-х годов XVIII в., ничего подобного гильотине не было.
Следует подчеркнуть, что сведение таких сложных и противоречивых
явлений, как великие революции XVII-XX веков, к "элементарному" делению на
"плохие" и "хорошие" еще со времен Томаса Карлейля разделило человечество на
тех, кто умел только кричать, и тех, кто старался больше думать.
Как справедливо заметил известный советский историк и публицист H. H.
Молчанов, "революция - это кровь, муки, ужас, бедствия и страдания. Только
такой ценой добиваются свободы и торжества революции. Кроме сознательного
творчества, в революции всегда действует нечто стихийное, роковое,
страшное"революции Карлейля.
жизнь. 1989. No 7.
Справедливости ради следует сказать, что все эти сравнения (Французская
революция - Октябрьская революция) при выпячивании "идеала" - Американской
революции (пример тому книга американского историка Г. Гасдчарда
"Французская и Американская революции: насилие и мудрость") встречают отпор
со стороны не только историков-марксистов, но и немарксистских историков
Франции. Так, молодой историк Ж.-П. Риу в газете
"Монд" дал язвительную отповедь и Гасдчарду, и его восторженному
рецензенту из газеты "Фигаро", известному католическому историку П. Шоню:
"Получается, что несколько бунтарей, которыми манипулировали идеологи
домарксистского периода, захватили Бастилию, а потом учинили бойню в Вандее
на манер Пол Пота и погрузили милую Францию в бездну террора как
какую-нибудь "банановую республику". А вот по ту сторону Атлантики
восставшие против британской короны могучие колонисты сохранили головы
холодными. Их конституция не содержала сектантских мифов, а их
законодательство обеспечило счастливое развитие событий, не причинивших
страданий никому на протяжении двух веков - ни индейцам, ни черному
населению, ни жителям Юга. 1789 год принес насилие, 1787 год (год принятия
Конституции США. - В. С.) ознаменовался торжеством мудрости..." Между тем и идеалы Американской, и идеалы Французской, и идеалы
Октябрьской революций в основе своей были тождественны: всеобщее благо
человечества, свобода, равенство и братство людей и наций. А. В.
Луначарский, выступая перед учителями Москвы в 1918 г., так сформулировал
эти идеалы: "Нужно воспитывать интернациональное, человеческое. Воспитывать
нужно человекa, которому ничто человеческое не было бы чуждо, для которого
каждый человек, к какой бы он наций ни принадлежал, есть брат, который
абсолютно одинаково любит каждую сажень нашего общего земного шара"
Страницы: «« « 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 » |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |