|
Главная - Наука - История
Каркейль Томас - Французкая революция Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 303 Размер файла: 2149 Кб Страницы: «« « 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 »
С высоты сегодняшнего дня, через 200 лет после революции, хорошо видна
трагедия "великих революционеров буржуазии". Искренне желая народу добра, не
присвоив, как Робеспьер, ни полушки народных денег, они были в то же время
доктринерами, исходили не из реальных, а из абстрактных идеалов добродетели,
гуманизма, свободы, равенства и братства. Они не видели и не создали
реальных рычагов народовластия, которое провозглашали на словах, так и не
ввели в жизнь самую демократическую для XVIII века конституцию 1793 года.
Фактически Робеспьер и его группа вернулись к принципу "просвещенного
абсолютизма" - за народ думает узкая элита, правящая от имени народа, но без
его участия.
Объединение добродетели и террора - страшная человеческая трагедия
якобинцев. "Принципом республиканского правительства является добродетель, в
противном случае - террор, - восклицал Сен-Жюст 15 апреля 1794 года. - Чего
хотят те, кто не желает ни добродетели, ни террора?"
На словах монтаньяры действительно отстаивали благородные идеалы
свободы, равенства и братства, к которым стремится человечество и сегодня.
Все они были революционными патриотами. Вспомните Дантона: "Родину нельзя
унести на подошвах своих башмаков". Робеспьер был против войны, за принцип
бессословного всеобщего голосования, против дискриминации евреев, за отмену
рабства негров в колониях и вообще за деколонизацию. "Лучше потерять
колонии, чем лишиться принципа", - утверждал он.
Конечно, перед личным мужеством любого революционера, будь то Дмитрий
Каракозов, Софья Перовская или Дантон, который даже на эшафоте не потерял
чувства мужества и юмора ("Ты покажешь мою голову народу - она стоит этого",
- приводит Карлейль слова Дантона, обращенные к палачу), можно только
склонить голову.
Но для Робеспьера и многих его единомышленников доктрина (принцип)
оказалась дороже жизни в буквальном смысле этого слова. Трагично, когда
чистоту доктрины защищают... путем отсечения чужих голов, да еще во имя
личной диктатуры.
В преддверии празднования 200-летия революции во Франции был проведен с
помощью ЭВМ анализ социального состава жертв якобинского террора в 1793-1794
годах. Согласно его данным, "враги нации" - дворяне составляли всего 9%
погибших, остальные 91% - рядовые участники революции, в том числе 28% -
крестьяне, 30% - рабочие. В новейшем советском исследовании в эти цифры
вносится одно важное уточнение г истинных виновников голода, спекуляции,
мародерства среди этих 58% "врагов нации" оказалось всего... 0,1%
Глубоко справедливо суждение Ф. Энгельса в его письме К. Марксу 4
сентября 1870 года. "Террор, - писал он, - это большей частью бесполезные
жестокости, совершаемые ради собственного успокоения людьми, которые сами
испытывают страх. Я убежден, что вина за господство террора в 1793 г. падает
почти исключительно на перепуганных, выставлявших себя патриотами буржуа, на
мелких мещан, напускавших в штаны от страха, и на шайку прохвостов,
обделывавших свои делишки при терроре"
И еще одно важное суждение. Оно принадлежит великому гуманисту Жану
Жоресу, написавшему на заре нашего века "Социалистическую историю
Французской революции". "Революция, - говорил он, - варварская форма
прогресса. Будет ли нам дано увидеть день, когда форма человеческого
прогресса действительно будет человеческой?"
Доктор исторических наук профессор В. Г. Сироткин
КОММЕНТАРИЙ
К стр. 8. В 1770-1774 гг. канцлер Р.-Н. Мопу попытался провести
реформу, существенно ограничивавшую полномочия парламентов и отменявшую
продажу и наследование должностей. Реформа Мопу вызвала мощную оппозицию со
стороны парламентов. Король Людовик XVI, вступив на престол в 1774 г.,
вынужден был ее отменить.
К стр. 12. "Крушитель железа (Taille fer) не разорвет даже паутинки". -
Тайфер де Мортен - нормандский трувер XI в. Сражался в войске Вильгельма
Завоевателя и был убит в сражении с англичанами при Гастингсе в 1066 г.
К стр. 13. "Вспомним хотя бы королей вроде Людовика XI, носившего на
шляпе отлитую из свинца фигурку богородицы и спокойно смотревшего на
распятых на колесе, замурованных заживо". - Людовик XI был известен своей
жестокостью: противников и непокорных вассалов держал в заточении в цепях в
железных клетках.
К стр. 14. "Волосатый Хлодвиг на глазах всего своего войска...
размахнувшись, рассек секирой голову другому волосатому франку, злорадно
добавив: "Вот так ты разбил священный сосуд (св. Реми и мой) в Суассоне"". -
Сосуд, о котором идет речь, был захвачен язычниками-франками при
разграблении церкви. Реймский епископ св. Ремигий обратился к королю
Хлодвигу с просьбой вернуть сосуд. Хлодвиг согласился и при дележе военной
добычи в Суассоне попросил воинов отдать ему сосуд сверх той доли, которую
он должен был получить по жребию. Один из воинов возмутился нарушением
обычая и разрубил сосуд секирой. Позднее, во время ежегодного сбора франков
для осмотра оружия 1 марта (эти сборы назывались Мартовскими, или Марсовыми,
Полями), Хлодвиг разрубил голову воину, посмевшему воспротивиться власти
короля.
К стр. 14. "...В дни Меца еще ни один лепесток не упал из цветка..." -
Речь идет о падении престижа королевской власти во Франции в годы Регентства
и правления Людовика XV.
К стр. 14. "Церковь... семьсот лет тому назад... могла позволить себе,
чтобы сам император три дня простоял на снегу босиком, в одной рубашке,
каясь и вымаливая себе прощение..." - Имеется в виду один из эпизодов
многолетней борьбы папы Григория VII с германским императором Генрихом IV за
право назначать на церковные должности. В 1077 г. отлученный от церкви и
низложенный Генрих IV три дня простоял в одежде кающегося грешника у стен
замка Каносса в Северной Италии, дожидаясь приема римским папой.
К стр. 15. "...Лапуль требовал отмены закона, позволявшего сеньору при
возвращении с охоты убить не более двух крепостных, чтобы омыть их теплой
кровью уставшие ноги". - Подобного закона никогда не существовало. Ниже
речь, очевидно, идет о Ш. де Бурбоне, графе де Шароле (1700-1760), известном
своей болезненной раздражительностью и бессмысленной жестокостью.
К стр. 15. "...Они только тем и занимаются, только в том и преуспели,
как бы хорошо поесть да приодеться". - Карлейль повторяет аргументы
Страницы: «« « 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 » |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |