|
Главная - Наука - История
Каркейль Томас - Французкая революция Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 303 Размер файла: 2149 Кб Страницы: «« « 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 » историю. Причем зачастую Т. Карлейль мало считается с достоверными фактами,
как бы "дорисовывая" своим художественным воображением отдельные портреты,
например Мирабо, Лафайета и Дантона. В этом смысле его книга - и история, и
роман.
Сказанное вовсе не означает, что Карлейль не был знаком с источниками
по Французской революции. Как раз наоборот: работая над книгой, он
перевернул горы документов в библиотеке Британского музея в Лондоне,
обложился ящиками литературы у себя дома, беседовал с ветеранами революции,
атаковывал своих парижских знакомых, требуя прислать ему подлинные ноты
революционной песни "Ca ira!", умолял своего врача, находившегося тогда во
Франции, сходить в рабочее предместье Парижа Сент-Антуан и посмотреть, не
спилили ли роялисты единственное уцелевшее "дерево Свободы", посаженное там
санкюлотами в 1790 году?
Следует добавить, что в процессе создания книги над автором тяготел
какой-то злой рок: единственный рукописный экземпляр первого варианта
"Французской революции"... безвозвратно исчез в доме его друга Джона Стюарта
Милля, и Карлейлю пришлое! писать все заново. Позднее он говорил своей жене:
"Эта книга чуть не стоила нам обоим жизни".
В своем повествовании Карлейль менее всего беспристрастен. Субъективизм
симпатий и антипатий автора вполне очевиден. Не избежал он соблазна и как бы
заново "смоделировать" ход давно минувших событий (что сегодня, спустя 100
лет после его смерти, вновь безуспешно пытаются сделать некоторые публицисты
применительно к "пролетарским якобинцам"различные "альтернативные версии": что было бы, если бы победил не Сталин, а
Троцкий, Бухарин, Сокольников и т. д.?).
Ф. Э. Дзержинского.
И вместе с тем Французская революция в интерпретации Карлейля не лишена
исторического оптимизма. Автор одним из первых, в 30-х годах XIX в., когда
еще были живы непосредственные участники революции, например "хромой дьявол"
и один из авторов знаменитой Декларации прав человека и гражданина, Шарль
Морис Талейран, на весь англоязычный мир громко заявил, что эта революция
была и неизбежной, и закономерной.
Приступая к написанию своего труда, Карлейль опасался, чтобы его голос
не прозвучал как глас вопиющего в пустыне: Европа 30-х годов прошлого века
была завалена мемуарами монархистов, бонапартистов, клерикалов, просто
обскурантов, которые не видели во Французской революции либо ничего, кроме
гильотины и ее "начальника" - "чудовища Робеспьера", либо, наоборот, вслед
за аббатом Баррюэлем оценивали ее только как всемирный заговор
иудей-масонов.
Поэтому сам Томас Карлейль, как многие гениальные люди, весьма
скептически отнесся к своему произведению, когда наконец поставил последнюю
точку в заново написанной рукописи: "Не знаю, стоит ли чего-нибудь эта книга
и нужна ли она для чего-нибудь людям: ее или не поймут, или вовсе не заметят
(что скорее всего и случится), - но я могу сказать людям следующее: сто лет
не было у вас книги, которая бы так прямо, так страстно и искренне шла от
сердца вашего современника".
По счастью, автор ошибся. И хотя действительно часть консервативного
английского общественного мнения встретила книгу в штыки (один из тогдашних
поэтов даже написал против автора злую эпиграмму), в прогрессивных кругах,
напротив, "Французская революция" была принята восторженно. Соединение
исторически точного описания с необычайной силой художественного изображения
великой исторической драмы, протест против деспотизма в любой форме и
глубокая человечность снискали труду Карлейля любовь и почитание.
Ч. Диккенс носил его повсюду вместо Библии, а когда знаменитый
драматург У. Теккерей опубликовал сочувственную рецензию в респектабельной
"Тайме", Карлейль сразу стал знаменитостью в литературных кругах не только
Англии, но и континентальной Европы.
Отметим и еще одну примечательную особенность бессмертного произведения
Карлейля - своеобразие его стиля. Как признал в свое время Джон Стюарт
Милль, секрет долговечности этой книги заключается в том, что это гениальное
художественное произведение. По образному выражению Дж. Саймонса, читатель
видит события, как при вспышках молнии, которые освещают поразительно живые
исторические сцены: 14 июля 1789 года в Париже и взятие Бастилии, поход
женщин на Версаль, бегство Людовика XVI в Варенн, суд над королем и его
казнь, трагизм и ярость последних лет революции. Перед читателем проходит
бесконечная вереница людей и событий, нарисованных с сочувствием и
осуждением, юмором и печалью.
Возрождающееся к 200-летию Великой французской революции, словно птица
Феникс из пепла, новое издание творения Томаса Карлейля вновь оказывается в
эпицентре бурных общеевропейских и мировых дебатов об историческом значении
деяний "великих французских революционеров буржуазии"
Кто же они - святые или чудовища?
В столице Франции нет ни одного крупного памятника Максимилиану
Робеспьеру, его имя носит лишь станция метро в "красном поясе" Парижа.
Созданная к 200-летию революции ассоциация "За Робеспьера" во главе с
историком Роже Гаратини, автором "Словаря деятелей революции", потребовала
от мэра столицы назвать в честь Робеспьера одну из улиц в центре Парижа.
Призыв ассоциации поддержал знаменитый хореограф Морис Бежар, посвятивший
один из своих "балетов 200-летия" "мистическому и щедрому поэту" -
Робеспьеру. Наоборот, ассоциация "антиробеспьеристов" опубликовала в 1989
году антологию биографий 17 тысяч официально зарегистрированных жертв, якобы
отправленных этим "кровожадным чудовищем" на гильотину.
Наполеон Бонапарт, по словам Л. Н. Толстого бессмысленно уложивший 50
тысяч своих солдат и офицеров в Бородинской битве, - национальный герой, ему
воздвигнуты сотни памятников во Франции и сопредельных странах, его прах
покоится в гробнице во дворце Инвалидов, а где могила Робеспьера? Говорят,
что его останки погребены в братской могиле на малоизвестном даже коренным
парижанам кладбище Пик-Пюс ("Лови блох"), где захоронены 1306 "врагов нации
и революции" вместе с 16 юными монахинями-кармелитками, вся вина которых
состояла... в молитвах, запрещенных в период якобинской дехристианизации.
Уже во времена Карлейля отношение к революции разделило историков на ее
сторонников и противников. Начиная с памфлета соотечественника Карлейля Э.
Берка (1790), через труд одного из самых вдумчивых аналитиков, Алексиса де
Токвилля, "Старый порядок и революция" (1856) и многотомный трактат Ипполита
Страницы: «« « 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 » |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |