Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Ключевский В.О. - Курс русской истории: сочинения в 9-ти томах т.1

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 322
Размер файла: 2004 Кб
Страницы: «« « 12   13   14   15   16   17   18   19   20  21   22   23   24   25   26   27   28   29   30  » »»

приемы изучения русской истории. В связи с той же задачей решается еще
один вопрос: сверх чисто научного какой еще практический результат можно
получить от изучения местной истории? Этот вопрос тем важнее, что мест-
ная история, изучение которой мы предпринимаем, есть история нашего оте-
чества. Научные наблюдения и выводы, какие мы сделаем при этой работе,
должны ли остаться в области чистого знания, или они могут выйти из нее
и оказать влияние на наши стремления и поступки? Может ли научная исто-
рия отечества иметь свою прикладную часть для детей его? Я думаю, что
может и должна иметь, потому что цена всякого знания определяется его
связью с нашими нуждами, стремлениями и поступками; иначе знание стано-
вится простым балластом памяти, пригодным для ослабления житейской качки
разве только пустому кораблю, который идет без настоящего ценного груза.
Какая же может быть эта практическая, прикладная цель? Укажу" ее теперь
же, чтобы не напоминать об ней в изложении курса: она будет молчаливым
стимулом нашей работы.
 ГОСУДАРСТВО И НАРОДНОСТЬ-ГЛАВНЫЕ ПРЕДМЕТЫ КУРСА. Я сейчас сказал об
исторической личности народа: это-основной предмет изучения его истории.
Значение народа как исторической личности заключается в его историческом
призвании, а это призвание народа выражается в том мировом положении,
какое он создает себе своими усилиями, и в той идее, какую он стремится
осуществить своею деятельностью в этом положении. Свою роль на мировой
сцене он выполняет теми силами, какие успел развить в себе своим истори-
ческим воспитанием. Идеал исторического воспитания народа состоит в пол-
ном и стройном развитии всех элементов общежития и в таком их соотноше-
нии, при котором каждый элемент развивается и действует в меру своего
нормального значения в общественном составе, не принижая себя и не угне-
тая других. Только историческим изучением проверяется ход этого воспита-
ния. История народа, научно воспроизведенная, становится приходо-расход-
ной его книгой, по которой подсчитываются недочеты и передержки его
прошлого. Прямое дело ближайшего будущего-сократить передержки и попол-
нить недоимки, восстановить равновесие народных задач и средств. Здесь
историческое изучение своими конечными выводами подходит вплоть к прак-
тиче-
ским потребностям текущей минуты, требующей от каждого из нас, от
каждого русского человека отчетливого понимания накопленных народом
средств и допущенных или вынужденных недостатков своего исторического
воспитания. Нам, русским, понимать это нужнее, чем кому-либо. Вековыми
усилиями и жертвами Россия образовала государство, подобного которому по
составу, размерам и мировому положению не видим со времени падения Римс-
кой империи. Но народ, создавший это государство, по своим духовным и
материальным средствам еще не стоит в первом ряду среди других европейс-
ких народов. По неблагоприятным историческим условиям его внутренний
рост не шел в уровень с его международным положением, даже по временам
задерживался этим положением. Мы еще не начинали жить в полную меру сво-
их народных сил, чувствуемых, но еще не вполне развернувшихся, не можем
соперничать с другими ни в научной, ни в общественно-политической, ни во
многих других областях. Достигнутый уровень народных сил, накопленный
запас народных средств-это плоды многовекового труда наших предков, ре-
зультаты того, что они успели сделать. Нам нужно знать, чего они не ус-
пели сделать; их недоимки-наши задачи, т.е. задачи вашего и идущих за
вами поколений '\
 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Чем же" могут помочь разрешению этих задач когда-то ^
составившиеся в нашей истории сочетания общественных элементов, которые
мы будем изучать? Люди ^ иногда чувствуют неловкость своего положения,
тяжесть общественного порядка, в котором живут, но не умеют ни опреде-
лить, ни объяснить отчетливо этой тяжести и неловкости. Историческое
изучение вскрывает неправильности в складе общества, больно и смутно
чувствуемые людьми, указывает ненормальное соотношение каких-либо об-
щественных элементов и его происхождение и дает возможность сообразить
средства восстановления нарушенного равновесия. Если мы заметим, напри-
мер, что в нашем прошлом одни общественные элементы не в меру развива-
лись на счет и в ущерб другим, столь же законным, мы поймем^, какие
именно предстоит нам усиленно развивать, чтобы ^ достигнуть возможной
стройности и справедливости общественного состава. Каждому народу исто-
рия задает двустороннюю культурную работу-над природой страны, в которой
ему суждено жить, и над своею собственной природой, над своими духовными
силами и общественными отношениями ^. Если нашему народу в продолжение
веков пришлось

 В. О. КЛЮЧЕВСКИЙ
упорно бороться с лесами и болотами своей страны, напрягая силы на
черную подготовительную работу цивилизации, то нам предстоит, не теряя
приобретенной в этой работе житейской выносливости, напряженно работать
над самими собой, развивать свои умственные и нравственные силы, с осо-
бенной заботливостью устанавливать свои общественные отношения. Таким
образом, изучение нашей истории может помочь нам уяснить задачи и нап-
равление предстоящей нам практической деятельности. У каждого поколения
могут быть свои идеалы, у моего свои, у вашего другие, и жалко то поко-
ление, у которого нет никаких. Для" осуществления идеалов необходимы
энергия действия, энтузиазм убеждения; при осуществлении их неизбежны
борьба, жертвы. Но это не все, что необходимо для их торжества: нужны не
только крепкие нервы и самоотверженные характеры, нужны еще и сообрази-
тельные умы. Как легко испортить всякое хорошее дело, и сколько высоких
идеалов успели люди уронить и захватать неумелыми или неопрятными рука-
ми! Наши идеалы не принадлежат исключительно нам и не для нас одних
предназначались: они перешли к нам по наследству от наших отцов и дедов
или достались нам по культурному преемству от других обществ, созданы
житейскими опытами и умственными усилиями других народов, раньше или
больше нашего поработавших, и при создании их имелись в виду не наши, а
совсем другие силы, средства и положения. Поэтому они пригодны не для
всех, не всегда и не везде ^. Чтобы знать, какие из них и в какой мере
могут быть осуществлены в известном обществе и в известное время, надоб-
но хорошо изучить наличный запас сил и средств, какой накопило себе это
общество; а для того нужно взвесить и оценить исторические опыты и впе-
чатления, им пережитые, нравы и привычки, в нем воспитанные. Это тем не-
обходимее, что мы живем во время, обильное идеалами, но идеалами, борю-
щимися друг с другом, непримиримо враждебными. Это ^ затрудняет целесо-
образный выбор. Знание своего прошлого облегчает такой выбор: оно не
только потребность мыслящего ума, но и существенное условие сознательной
и ко

Страницы: «« « 12   13   14   15   16   17   18   19   20  21   22   23   24   25   26   27   28   29   30  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Ключевский В.О., Курс русской истории: сочинения в 9-ти томах т.1