Главная - Наука - История
Ключевский В.О. - Курс русской истории: сочинения в 9-ти томах т.1 Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 322 Размер файла: 2004 Кб Страницы: «« « 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 » »» дельческое значение князя определялось [над строкой: "зависело"] его ге- неалогическим положением среди родичей: чем старше был князь, тем лучше была волость, которая доставалась ему. На севере, напротив, значение князя среди родичей определялось его владельческим положением: чем луч- ше, богаче был удел, доставшийся известному князю^ тем выше становился он среди родичей. Княжеский род Ярославичеи XII в. представлял подвижную лестницу старшинства, ступенями которой были живые лица. Племя суз- дальских Всеволодовичей представляло из себя беспорядочную толпу князей, в которой князь возвышался над другими перевесом материальных сил, раз- мерами земельных владений. Значит, центр тяжести в княжеских отношениях на севере переместился с лица на землю; основанием их вместо старшинства стала сила, приобретаемая величиной и богатством удела. Вот почему на севере княжеские споры о старшинстве сменились борьбой за земельные вла- дения. Связь между князьями Ярославичами XII в. поддерживалась родствен- ными фамильными преданиями, генеалогическими счетами; отношения между КОММЕНТАРИИ КОММЕНТАРИИ князьями Всеволодовичами в XIII и XIV вв. определялись их личными стремлениями и средствами, хозяйственным положением и честолюбием каждо- го. Такова была перемена, внесенная удельным порядком владения во взаим- ные отношения князей. Эта перемена помогает нам уяснить себе историчес- кое происхождение удельного порядка владений, объяснить: 1) юридический источник идеи такого владения и 2) внешние условия ее осуществления или действия. Удельное княжеское владение чем отличалось от очередного? Пер- вое слагалось из двух княжеских прав: из права личной собственности на удел, владеемый князем, и из права располагать этим уделом по завещанию. Второе, очевидно, есть юридическое последствие первого. В очередном-пра- во собственности, т.е. власть роду, не лицу; отдельные лица владели и распоряжались владениями не по завещанию, т.е. не по личному усмотре- нию, а по очереди старшинства, устанавливаемому или порядком рождений или соглашениями князей. Так, субъект власти и порядок владения иные: не род, а лица, не очередь, а завещания, не случайность рождения, а личная воля. Итак, надобно объяснить происхождение личной наследственности власти в верхневолжской Руси в XIII в. Как возникли и развились эти пра- ва? Юридические нормы-идеи с обязательной практической силой [над стро- кой: "действием"]. Они всегда связаны с условиями материального быта; не создаются ими, но вызываются из наличного запаса идей. Родство и там и здесь, но здесь парализовалось, уступая только естественному влечению личного интереса". "^ Текст, добавленный автором при подготовке первого издания. 10-10 Текст, добавленный автором при подготовке первого издания на основании материалов литографии и черновых заметок к ней. ii-ii Текст, добавленный автором при подготовке первого издания. 12 Ключевский В. О. Боярская Ду- ма Древней Руси (далее: Ключевский. Боярская Дума). Изд. 3. М., 1902. С. 92. 13-13 Текст, добавленный автором при подготовке первого издания на основании черновых заметок и литографии. 14-14 Текст, добавленный авто- ром при подготовке первого издания. ЛЕКЦИЯ XX ' К данному тексту относится вставка, опущенная автором при подготов- ке первого издания (Архив Института истории АН СССР, ф. Ключевского, д. 2, л. 453-455): "Но здесь я считаю своевременным сделать небольшое отс- тупление в область исторической методики. Приступая к изучению истори- ческого факта, мы прежде всего задаем себе вопрос о его причинах и следствиях. Решение этого вопроса нам представляется основным требовани- ем исторической науки; мы не признаем исторического факта изученным, ес- ли не умеем ответить на этот вопрос, и наша научная совесть считает свое дело отработанным, когда мы доищемся, почему что-либо случилось и что из этого вышло. Связь причин и следствий в исторической жизни образует ис- торическую закономерность. Но не замечаете ли вы, что это все понятия, как будто взятые не из исторической жизни, а из другого порядка идей и явлений? Законы в смысле неизменных правил, которым следуют явления, возможны там, где последующее вытекает из предшествующего в силу необхо- димости. Историческая жизнь представляется свободной от такого абсолю- тизма логики; по крайней мере наше житейское сознание находит возможным не признавать его. Причинность в точном, безусловном смысле слова есть требование закона необходимости, а в явлениях человеческого общежития мы допускаем смягченную, ограниченную причинность, так называемый закон достаточного основания, допускающий ход дел и так и этак, т.е. допуска- ющий случайность явлений. Должно ли это охлаждать нас к историческому изучению, поселять в нас сомнение в его научной ценнос- ти? Станем прямо перед своей задачей и спросим себя, какой интерес вле- чет нас к историческому изучению? Неужели только желание проверить, нас- колько история усвоила логику? Думаю, что нет, что в историческом изуче- нии есть интерес и помимо вопроса: от чего что произошло и могло ли вместо случившегося совершиться что-либо иное? Если нашему разумению по- ка не дается решение этого вопроса, неужели нам остается признать исто- рическое изучение только досужим любительским занятием? Для изучающего историю важно не только то, от чего что произошло: еще важнее то, что в чем вскрылось, какие свойства проявили человеческая личность и людское общество при известных условиях, в той или другой комбинации элементов общежития, хотя бы данное сочетание этих условий и элементов по своей сложности было нам необъяснимо в своем происхождении, т.е. казалось со- вершенно случайным и не отвечало требованиям закономерности, которая со- общает такую силу и привлекательность изучению явлений природы. В исто- рических явлениях, даже очень от нас отдаленных по пространству и време- ни, и как бы ни казались неудовлетворительны с логической точки зрения, есть интерес другого рода' в них мы, по превосходному выражению Гельмгольца, научаемся распознавать те сокровенные способности и движе- ния нашей души, которые не проявляются при обыкновенном, спокойном ходе жизни цивилизованного народа. Если историк хочет говорить своим языком, соответствующим природе изучаемого им предмета, он может говорить не о причинах и следствиях-категориях, взятых из области логического мышле- ния, а о чем-то другом. Сводя исторические явления к причинам и следствиям, мы придаем исторической жизни вид отчетливого, разумно-соз- Страницы: «« « 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |