Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Ключевский В.О. - Курс русской истории: сочинения в 9-ти томах т.1

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 322
Размер файла: 2004 Кб
Страницы: «« « 10   11   12   13   14   15   16   17   18  19   20   21   22   23   24   25   26   27   28  » »»

идеи нуждаются в подобной же обработке, чтобы стать

культурно-историческими факторами. Сколько прекрасных мыслей, возни-
кавших в отдельных умах, погибло и погибает бесследно для человечества
только потому, что не получает вовремя надлежащей обработки и организа-
ции! Они украшают частное существование, разливают много света и тепла в
семейном или дружеском кругу, помогая домашнему очагу, но ни на один за-
метный градус не поднимают температуры общего благосостояния, потому что
ни в праве, ни в экономическом обороте не находят соответствующего при-
бора, учреждения или предприятия, которое вывело бы их из области добрых
упований, т.е. досужих грез, и дало бы им возможность действовать на
общественный порядок. Такие необработанные, как бы сказать, сырые
идеи-не исторические факты: их место в биографии, в философии, а не в
истории.
 Теперь я вас прошу возвратиться к программе курса. Изучая факты поли-
тические и экономические, мы в основе каждого из них найдем какую-либо
идею, которая, может быть, долго блуждала в отдельных умах, прежде чем
добилась общего признания и стала руководительницей политики, законода-
тельства или хозяйственного оборота. Только такие идеи и могут быть
признаны историческими явлениями. Таким образом сама жизнь помогает ис-
торическому изучению: она производит практическую разборку идей, отделяя
деловые или счастливые от досужих или неудачных. В литературе мы встре-
чаем осадок того, что было передумано и перечувствовано отдельными мыс-
лящими людьми известного времени. Но далеко не весь этот запас личной
мысли и чувства входит в житейский оборот, делается достоянием общества,
культурно-историческим запасом. Что из этого запаса усвояется общежити-
ем, то воплощается в учреждение, в юридическое или экономическое отноше-
ние, в общественное требование. Это воплощение, т.е. эта практическая
обработка идеи, и вводит ее фактором в исторический процесс. Идеи, блес-
нувшие и погасшие в отдельных умах, в частном личном существовании,
столь же мало увеличивают запас общежития, как мало обогащают инвентарь
народного хозяйства замысловатые маленькие мельницы, которые строят дети
на дождевых потоках.
 Итак, я вовсе не думаю игнорировать присутствия или значения идей в
историческом процессе или отказывать им в способности к историческому
действию. Я хочу сказать только, что не всякая идея попадает в этот про-
цесс, а попадая, не всегда сохраняет свой чистый первоначальный вид. В
этом виде, просто как идея, она остается личным

 ЛЕКЦИЯ II
 В. О, КЛЮЧЕВСКИЙ

порывом, поэтическим идеалом, научным открытием-и только; но она ста-
новится историческим фактором, когда овладевает какою-либо практической
силой, властью, народной массой или капиталом, - силой, которая перераба-
тывает ее в закон, в учреждение, в промышленное или иное предприятие, в
обычай, наконец, в поголовное массовое увлечение или художественное всем
ощутительное сооружение, когда, например, набожное представление выси
небесной отливается в купол Софийского собора.
 МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФАКТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ. Из со-
ображений, объясняющих план курса, извлечем некоторые методологические
выводы. Полагая в основу исторического изучения процессы политические и
экономические, я не хочу сказать, что историческая жизнь состоит только
из этих процессов и что историческое изучение должно ограничиваться кан-
целяриями да рынками. Не одними канцеляриями и рынками движется истори-
ческая жизнь; но с них удобнее начинать изучение этой жизни. Подступая в
изучении к известному обществу с политической и хозяйственной стороны
его жизни, мы входим в круг тех умственных и нравственных понятий и ин-
тересов, которые уже перестали быть делом отдельных умов, личных созна-
ний, и стали достоянием всего общества, факторами общежития. Следова-
тельно, политический и экономический порядок известного времени можно
признать показателем его умственной и нравственной жизни: тот и другой
порядок настолько могут быть признаны такими показателями, насколько они
проникнуты понятиями и интересами, восторжествовавшими в умственной и
нравственной жизни данного общества, насколько эти понятия и интересы
стали направителями юридических и материальных его отношений. Но в от-
дельных умах, в частном обиходе мы всегда найдем запас других помыслов и
стремлений, не достигших такого господства, оставшихся без практического
употребления. Да и житейский порядок, политический и экономический, ос-
новавшийся на господствующих идеях и закрепляющий их господство своими
принудительными средствами, может возбуждать в отдельных умах или в из-
вестной части общества помыслы, чувства, стремления, несогласные с его
основами, даже прямо против них протестующие; они или гаснут, или ждут
своего времени. У нас, например, в XVIII в. жалобы на несправедливость
крепостного права послышались из самой крепостной среды даже раньше, чем
в образованном

обществе; но долго эти жалобы обращали на себя еще меньше прави-
тельственного внимания, чем освободительные представления образованных
людей. Однако потом опасения, внушенные настроением крепостной среды,
подействовали на ход освободительного дела сильнее каких-либо соображе-
ний высшего порядка.
 ФАКТЫ ОБОИХ ПОРЯДКОВ В ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ. Вникнем в сущность полити-
ческих и экономических фактов, чтобы видеть, что могут они дать для ис-
торического изучения. Политическая и экономическая жизнь не составляет
чего-то цельного, однородного, какой-то особой сферы людской жизни, где
нет места высшим стремлениям человеческого духа, где царят только низ-
менные инстинкты нашей природы. Во-первых, жизнь политическая и жизнь
экономическая-это различные области жизни, мало сродные между собою по
своему существу. В той и другой господствуют полярно противоположные на-
чала: в политической-общее благо, в экономической-личный материальный
интерес; одно начало требует постоянных жертв, другое-питает ненасытный
эгоизм. Во-вторых, то и другое начало вовлекает в свою деятельность на-
личные духовные средства общества. Частный, личный интерес по природе
своей наклонен противодействовать общему благу. Между тем человеческое
общежитие строится взаимодействием обоих вечно борющихся начал. Такое
взаимодействие становится возможным потому, что в составе частного инте-
реса есть элементы, которые обуздывают его эгоистические увлечения. В
отличие от государственного порядка, основанного на власти и повинове-
нии, экономическая жизнь есть область личной свободы и личной инициативы

Страницы: «« « 10   11   12   13   14   15   16   17   18  19   20   21   22   23   24   25   26   27   28  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Ключевский В.О., Курс русской истории: сочинения в 9-ти томах т.1