Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Ключевский В.О. - Курс русской истории: сочинения в 9-ти томах т.1

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 322
Размер файла: 2004 Кб
Страницы: «« « 9   10   11   12   13   14   15   16   17  18   19   20   21   22   23   24   25   26   27  » »»

 С половины XV до второго десятилетия XVII в. главная масса русского
населения из области Верхней Волги растекается на юг и восток по донско-
му и средневолжскому чернозему, образуя особую ветвь народа-Великорос-
сию, которая вместе с населением расширяется за пределы Верхнего По-
волжья. Но, расплываясь географически, великорусское племя впервые сое-
диняется в одно политическое целое под властью московского государя, ко-
торый правит своим государством с помощью боярской аристократии, образо-
вавшейся из бывших удельных князей и удельных бояр. Итак^, господствую-
щий политический факт периода-государственное объединение Великороссии^.
Господствующим фактом жизни экономической остается сельскохозяйственная
разработка старого верхневолжского суглинка и новозанятого средне-
волжского и донского чернозема посредством вольного крестьянского труда;
но его воля начинает уже стесняться по мере сосредоточения землевладения
в руках служилого сословия, военного класса, вербуемого государством для
внешней обороны. Это Русь Великая, Московская, царско-боярская, воен-
но-землевладельческая.
 С начала XVII до половины XIX в. русский народ распространяется по
всей равнине от морей Балтийского и Белого до Черного, до Кавказского
хребта, Каспия и Урала и даже проникает на юг и восток далеко за Кавказ,
Каспий и Урал. Политически все почти части русской народности соединяют-
ся под одной властью: к 'ё Великороссии примыкают одна за другой Мало-
россия, Белороссия и Новорос-сия, образуя Всероссийскую империю. Но эта
собирающая всероссийская власть '" действует уже с помощью не боярской
аристократии, а военно-служилого класса, сформированного государством в
предшествующий период - дворянства. Это" политическое собирание и объеди-
нение частей Русской земли и есть господствующий политический факт пери-
ода". Основным фактом экономической жизни остается земледельческий труд,
окончательно ставший

крепостным, к которому присоединяется обрабатывающая промышленность,
фабричная и заводская. Это период всероссийский, императорско-дворянс-
кий, период крепостного хозяйства, земледельческого и фабрично-заводско-
го.
 Таковы пережитые нами периоды нашей истории, в которых отразилась
смена исторически вырабатывавшихся у нас складов общежития. Пересчитаем
еще раз эти периоды, обозначая их по областям равнины, в которых сосре-
доточивалась в разные времена главная масса русского народонаселения: 1)
днепровский, 2) верхневолжский, 3) великорусский, 4) всероссийский.
 ФАКТЫ И ИДЕИ ^. БОЮСЬ, что изложенный мною план курса вызовет в вас
одно важное недоумение. Я буду излагать вам факты политические и эконо-
мические с их разнообразными следствиями и способами проявления-и
только, ничего более. А где же, может быть, спросите вы, домашний быт,
нравы, успехи знания и искусства, литература, духовные интересы, факты
умственной и нравственной жизни-словом, то, что на нашем обиходном языке
принято называть идеями? Разве они не имеют места в нашей истории или
разве они-не факторы исторического процесса? Разумеется, я не хочу ска-
зать ни того ни другого. Я не знаю общества свободного от идей как бы
мало оно ни было развито. Само общество-это уже идея, потому что общест-
во начинает существовать с той минуты, как люди, его составляющие, начи-
нают сознавать, что они-общество. Еще труднее мне подумать, что идеи,
лишены участия в историческом процессе. Но именно в вопросе об истори-
ческой дееспособности идей, боюсь, мы можем не понять друг друга, и по-
тому я обязан наперед высказать вам свой взгляд на этот предмет.
 Прежде всего обратите внимание на то, что факты политические и эконо-
мические отличаются от так называемых идей своим происхождением и форма-
ми или способами проявления. Эти факты суть общественные интересы и от-
ношения, и их источник-деятельность общества, совокупные усилия лиц, его
составляющих. Они и проявляются в актах не единоличного, а коллективного
характера, в законодательстве, в деятельности разных учреждений, в юри-
дических сделках, в промышленных предприятиях-в обороте правительствен-
ном, гражданском, хозяйственном. Идеи-плоды личного творчества, произве-
дения одиночной деятельности индивидуальных умов и совестей, и в своем
первоначальном, чистом виде они проявляются в

 ЛЕКЦИЯ II
 В. О. КЛЮЧЕВСКИЙ

памятниках науки и литературы, в произведениях уединенной мастерской
художника или в подвигах личной самоотверженной деятельности на пользу
ближнего. Итак, в явлениях того или другого порядка мы наблюдаем дея-
тельность различных исторических сил-лица и общества.
 ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. Между обеими этими силами, лицом и обществом, меж-
ду индивидуальным умом и коллективным сознанием происходит постоянный
обмен услуг и влияний. Общественный порядок питает уединенное размышле-
ние и воспитывает характеры, служит предметом личных убеждений, источни-
ком нравственных правил и чувств, эстетических возбуждений; у каждого
порядка есть свой культ, свое credo, своя
 ^ поэзия. Зато и личные убеждения, становясь господствующими в об-
ществе, входят в общее сознание, в нравы, в право, становятся правилами,
обязательными и для тех, кто
 1 их не разделяет, т.е. делаются общественными фактами.
 УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИДЕИ В ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКТ. Так от общественных отно-
шений отлагаются идеи, а идеи перерабатываются в общественные отношения.
Но в историческом изучении не следует смешивать те и другие, потому что
это-явления различных порядков. История имеет дело не с человеком, а с
людьми, ведает людские отношения, предоставляя одиночную деятельность
человека другим наукам. Вы поймете, когда личная идея становится общест-
венным, т.е. историческим фактом: это-когда она выходит из пределов
личного существования и делается общим достоянием, и не только общим, но
и обязательным, т.е. общепризнанным правилом или убеждением. Но чтобы
личная идея получила такое обязательное действие, нужен целый прибор
средств, поддерживающих это действие, - общественное мнение, требование
закона или приличия, гнет полицейской силы. Идеи становятся исторически-
ми факторами подобно тому, как делаются ими силы природы. Сколько веков
от создания мира молния, по-видимому, бесполезно и даже разрушительно
озаряла ночную мглу, пугая воображение и не увеличивая количества света,
потребляемого человеком, не заменяя даже ночника при колыбели! Но потом
электрическую искру поймали и приручили, дисциплинировали, запрягли в
придуманный для нее снаряд и заставили освещать улицы и залы, пересылать
письма и таскать тяжести-словом, превратили ее в культурное средство. И

Страницы: «« « 9   10   11   12   13   14   15   16   17  18   19   20   21   22   23   24   25   26   27  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Ключевский В.О., Курс русской истории: сочинения в 9-ти томах т.1