Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Коуз Рональд - Фирма рынок и право

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 64
Размер файла: 452 Кб
Страницы: «« « 37   38   39   40   41   42   43   44   45  46   47   48   49   50   51   52   53   54   55  » »»

ДО СИХ ПОР мы продвигались вперед, опираясь на предположение (явное в разделах
III и IV, неявное в разделе V), что рыночные трансакции осуществляются без
издержек. Это, конечно, очень нереалистичное предположение. Для осуществления
рыночной трансакции необходимо: выявить -- с кем желательно заключение сделки;
распространить информацию о том, что некто желает вступить в сделку и на каких
условиях; провести переговоры, ведущие к заключению сделки; провести
расследование, чтобы убедиться в том, что условия контракта соблюдаются, и т.
п. Эти операции порой влекут за собой чрезвычайно большие издержки, и в любом
случае они настолько дорогие, что предотвращают многие трансакции, которые
были бы реализованы в мире, где ценовая система работала бы без издержек.
В предыдущих разделах, рассматривая проблему перераспределения законных прав
через рынок, я доказывал, что такое рыночное перераспределение следует
осуществлять всякий раз, когда оно ведет к росту ценности производства.
Предполагалось, что рыночные трансакции выполняются без издержек. Если мы
начинаем учитывать издержки рыночных трансакций, становится ясно, что такое
перераспределение прав будет предпринято, корда увеличение ценности
производства в результате перераспределения обещает быть большим, чем издержки
на его осуществление. Если меньше -- вынесение судебного предписания (или
знание, что оно будет) или наличие ответственности за ущерб может привести к
прекращению деятельности (или может мешать началу ее), которая бы
осуществлялась в отсутствие издержек рыночных трансакций. При таких условиях
изначальное разграничение законных прав влияет на эффективность действия
экономической системы. При одном распределении прав ценность производства
может оказаться большей, чем при каком-либо другом. Но если распределение не
закреплено законом, издержки достижения тех же результатов за счет изменения и
комбинирования прав через рынок могут оказаться столь большими, что
оптимальное распределение прав и большая ценность производства, им
создаваемая, никогда не будут достигнуты Роль экономических соображений в
процессе разграничения законных прав будет обсуждена в следующем разделе. А
пока я приму первоначальное распределение прав и издержки рыночных трансакций
как данные.
Ясно, что альтернативная форма организации экономики, которая может достичь
тех же результатов с меньшими издержками, чем возникающие при использовании
рынка, позволит увеличить ценность производства. Много лет назад я уже
объяснил, что фирма и представляет собой такую альтернативу системе,
организующей производство через рыночные трансакции [см. статью "Природа
фирмы", с. 33--55]. Внутри фирмы индивидуальные сделки между различными
кооперированными факторами производства устранены, а рыночные трансакции
заменены административными решениями. Для изменения производства при этом нет
нужды в сделках между владельцами факторов производства. Землевладелец,
которому принадлежит большой участок земли, может ее использовать
разнообразно, с учетом взаимовлияния различных видов деятельности на чистый
доход земли, исключая таким образом нужду в заключении сделок между теми, кто
осуществляет разные виды деятельности. Владельцы большого здания или
нескольких соседних домов могут действовать точно так же. Используя нашу
прежнюю терминологию, можно сказать, что фирма вбирает законные права всех
сторон, и перераспределение видов деятельности будет иметь причиной не
перераспределение прав, но административные решения о том, как должны быть
использованы права.
Отсюда не следует, разумеется, что административные издержки организации
трансакции с помощью фирмы обязательно меньше, чем издержки вытесняемых
рыночных трансакций. Но там, где разработка контрактов особенно трудна, а
попытка описать, что же именно стороны согласились делать или не делать
(например, интенсивность и характер запаха или шума, которые желательны или
недопустимы), потребует обширного и весьма подробного документа, и где, очень
вероятно, был бы желательным долгосрочный контракт [по причинам, которые
объясняются в моей предыдущей статье (см. "Природа фирмы", с. 39)], было бы не
удивительным, если бы возможность решать проблемы вредных эффектов была
найдена в создании фирмы или расширении уже существующей. Такое решение
приживается всюду, где административные издержки фирмы оказываются меньшими,
чем вытесняемые ею издержки рыночных трансакций, а выгоды от перераспределения
деятельности оказываются большими, чем издержки фирмы на их организацию. Нет
нужды в подробном исследовании природы этого решения, поскольку она уже
рассмотрена в моей прежней статье.
Но фирма не является единственным возможным ответом на эту проблему.
Административные издержки организации трансакции внутри фирмы также могут
оказаться большими, и особенно в тех случаях, когда много очень разных видов
деятельности сводятся под управление единой организации. В стандартном случае
нарушения покоя и порядка из-за загрязнения дымом, которое может коснуться
множества людей, занимающихся самыми разными делами, административные издержки
могут оказаться столь большими, что сделают бесполезными любые попытки
урегулирования проблемы в рамках одной фирмы. Альтернативным решением является
прямое правительственное регулирование. Вместо институционирования системы
законных прав, которые могут изменять конфигурацию через рыночные трансакции,
правительство может наложить обязательное для выполнения правило,
устанавливающее, что именно люди должны или не могут делать, и которому им
придется подчиняться. Так, правительство (силой закона или, может быть с
большей вероятностью, через какой-либо административный орган) может, чтобы
справиться с проблемой нарушения покоя и порядка из-за загрязнения дымом,
декретировать, что определенные способы производства должны использоваться или
не должны использоваться (например, монтаж дымоулавливающих установок или
запрет на использование угля или нефти), или может ограничить какими-либо
районами возможности ведения определенного бизнеса (зонирование).
Правительство в определенном смысле представляет собой сверхфирму (но очень
особого вида), поскольку оно способно влиять на использование факторов
производства с помощью административных решений. Деятельность обычной фирмы
контролируется конкуренцией других фирм, которые могут управлять той же
деятельностью с меньшими издержками, а также тем, что всегда есть
альтернативный выход в виде рыночных трансакций, если административные
издержки делаются слишком большими. Правительство, если пожелает, может вообще
обойти рынок, чего фирма сделать не в состоянии. Фирме приходится заключать
соглашения с владельцами используемых его факторов производства. Так же как
правительство может мобилизовать или захватить собственность, так же оно может
и декретировать, следует использовать факторы производства. Такие авторитарные
методы избавляют от множества беспокойств (для самих организаторов). Более
того, правительство имеет в своем распоряжении полицию и другие органы
принуждения, защищающие закон, которые обеспечивают выполнение его решений.
Ясно, что правительство обладает возможностями, которые позволяют ему
организовывать некоторые вещи с меньшими издержками, чем могла бы частная
организация (во всяком случае, такая, которая не имеет особых

Страницы: «« « 37   38   39   40   41   42   43   44   45  46   47   48   49   50   51   52   53   54   55  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Коуз Рональд, Фирма рынок и право