Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Лебединский М. - Сборник трудов

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 65
Размер файла: 429 Кб
Страницы: «« « 20   21   22   23   24   25   26   27   28  29   30   31   32   33   34   35   36   37   38  » »»

          при Ольге Великое полюдье не захватывало Новгородской земли и
          имело самой северной точкой г.Смоленск. А в Ладоге до середи-
          ны 11 в. стояла варяжская дружина на охране балтийско-волжск-
          ого торгового пути. В Ладоге же в после похода на Византию (в
          911 г.) скончался Олег (есть там "Олегова могила").Следы этой
          Новгородской, а затем и Псковской автономии изничтожали и Ив-
          ан III и Иван IV.

3.СОЮЗЫ ПЛЕМЕН ЮГО-ВОСТОКА
               В 8-м в. по всей этой территории расселилась единая сла-
          вянская группировка, распространившая  родственные  культуры:
          роменскую на днепровском  левобережье, борщевскую на  Дону  и
          похожую на них в верхнем течении Оки. В результате расселения
          и слияниия с  различными  аборигенными  этносами к 9 - у веку
          здесь сложились 3 локальные группы славян, еще не являвшимися
          союзом племен упомянутых в ПВЛ. Это произошло еще позже.
                                                            (22, с.136)
                                     ВЯТИЧИ
              "Русские летописи связывают ареал вятичей с Окой. ПВЛ от-
          мечает: "...радимичи бо и вятичи от ляхов. Бяста бо 2 брата в
          лясех, - Радим,а другий Вятко,- и пришедъша седоста Радимъ на
          Съжю, и прозвашася радимичи, а Вятъко  седе съ родомъ  своимъ
          по Оце, от него же прозвашася вятичи."
               А под 964 г. в связи с походом Святослава на северо-вос-
          ток говорится:"И иде на Оку реку и на Волгу, и налезе вятичи"
                                                                 (ПВЛ).
               Однако  исследователями  давно  замечено, что летописное
          "от ляхов" следует понимать не в этническом, а в географичес-
          ком смысле. По-видимому, летопись имеет в виду, что в древно-
          сти предки вятичей  жили где=то в западных областях, там, где
          в средневековье расселились ляшские (польские) племена.
               Древности ранних вятичей по основным особенностям- кера-
          мическому материалу, домостроительству и погребальному обряду
          - сопоставимы с синхронными славянскими культурами  более юж-
          ных областей Восточной Европы: роменской днепровского левобе-
          режья и типа  Луки-Райковецкой правобережной Украины, (верхо-
          вий Припяти до  верховьев Буга), где они пребывали, очевидно,
          в 6-7 вв. (22, с.90)
               Обе  культуры были почти  неразличимыми  видоизменениями
          пражско-корчаксской культуры.
               Очевидно, нужно пологать, что в самом  начале 8-го в. на
          верхнюю  Оку, на территорию, занятую  голядью, пришла  группа
          славян откуда-то с юго-запада. (22, с.148)

          1146 г.- названы  два  вятичских гг. Козельск и Дедославль. В
                   первый бежал к вятичям Святослав Ольгович, а во вто-
                   ром собрались вятичи и решили воевать с этим князем.
                                       72
          1147 г.- упомянуты  гг.Брянеск, Воробиин, Домагощь  и Мценск,
                   находившиеся по краю земли вятичей.
          1184 г.- Карачев определенно отнесен к вятическим городам.

               Кроме того в "Вятичах" упоминают гг.Воротинеск (на р.Вы-
          са, левый приток Оки), Колтеск (на Оке), Мосальск (в бассейне
          Угры) и  Серенск (бассейн  Жиздры). В поздних  летописях есть
          упоминание, что земли вятичей простирались до рязанского теч-
          ения Оки: "Вятичи и до сего дне, еже есть Рязанци". Т.о. тер-
          ритория  расселения  вятичей  охватывала  бассейны верхнего и
          среднего течения Оки.
               В летописях вятичи, как достаточно самостоятельное плем-
          енное объединение, упоминаются вплоть до 12 в.
               Наиболее  аргументированную и подробную картину вятичес-
          кого расселения дали только археологические  материалы. Вяти-
          ческие курганы с трупоположениями и их инвентарь обобщил А.В.
          Арциховский  в 1930 г. Труды и его  выводы из них не потеряли
          своего значения до сих пор. Этнически определяющими для вяти-
          чей являются только семилопастные височные кольца.
               Судя по распределению их находок границы вятичей выгляд-
          ят следующим образом:
               На западе они  соседили с северянами, радимичами и крив-
          ичами. Эта граница шла по водоразделу Оки и Десны. В бассейн-
          ах  Жиздры и Угры выделяется пограничная полоса шириной 10-30
          км, где вятические курганы сосуществовали с кривическими. Эта
          полоса проходила по верховьям Жиздры и по притокам Угры - Бо-
          лве,  Рессе и Снопоти. Далее вятическая граница подымалась до
          верховьев  Москвы-реки, а потом поворачивала на восток к вер-
          ховьям  Клязьмы. Вятичам  полностью принадлежало правобережье
          р. Москвы. Частично  они  заходили и на левый  берег на 10-50
          км севернее, но здесь вместе с вятическими курганами встреча-
          ются и кривические. Примерно около впадения учи в Клязьму вя-
          тическая граница  поворачивала на юго-восток и шла сначала по
          левобережью Москвы, а потом - Оки.
               Наиболее восточным пунктом с вятическими височными коль-
          цами  является  Переяславль-Рязанский.  Отсюда  юго-восточная
          граница шла к верховьям  Оки, захватывая бассейн Прони, но не
          достигая бассейна  Дона. Бассейн верхнего течения Оки был це-
          ликом вятическим"(22, с.143)
                Как  видно из таблицы 2 в территорию  вятичей вошла вся
          зона  мощинской  неславянской культуры - летописной голяди, а
          также на севере захватила часть колчинской культуры и на юго-
          востоке местных угро-финских культур. Отсюда  ясно видно, что
          вятичи к 9-у веку образовались из ассимиляции местного абори-
          генного населения (голяди), пришедшем сюда в 8-м веке прасла-
          вянским племенем откуда-то с юго-запада, со среднего поднепр-
          овья.
               В 8-10 веке главный обряд был трупосожжение с помещением
          пепла и кальцинированных костей в более ранних курганах, нас-
          ыпанных на материке, выше  материка на 0,2-0,3 м. или изредка
                                       73
          в глинянных сосудах-урнах чаще лепных и реже гончарных. В бо-

Страницы: «« « 20   21   22   23   24   25   26   27   28  29   30   31   32   33   34   35   36   37   38  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Лебединский М., Сборник трудов