|
Главная - Наука - История
Лебединский М. - Сборник трудов Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 65 Размер файла: 429 Кб Страницы: «« « 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 » »» Курганы 2-й стадии, выделенные по браслетам витым (и ло-
жновитым) тройным и четверным и по некоторым видам семилопас-
тных колец занимают полностью освоенные бассейны рек Жиздры,
Угры и Москвы на севере доходя до верховьев Клязьмы, а на во-
стоке - до правого притока Оки - Прони.
В северной и восточной частях вятичской территории - в
бассейне Москвы-реки и рязанской части Оки - курганный обряд
погребения держался стойко. В 12 в.это были еще довольно глу-
глухие края. В этом обширном районе того времени известно то-
лько 2 города - Москва и Коломна, а в рязанском бассейне Оки
- еще Пронск и Трубеч. Последний, правда, скорее всего основ-
ан переселенцами с Южной Руси.
Христианские символы (кресты и иконки) в курганах весь-
ма малочисленны, что свидетельствует о первых соприкосновени-
ях вятичей с новой религией. Нарастание удельного веса трупо-
положений в курганах со временем (10% в 11 в. и до 80% в 14
в.) также свидетельствует об увеличивающейся христианизации
населения.(22, с.143-151)
РАДИМИЧИ
Место расселение радимичей - бассейн р.Сожа
ПВЛ отмечает: "....радимичи бо и вятичи от ляхов. Бяста
бо 2 брата в лясех, - Радим,а другий Вятко,- и пришедъша сед-
оста Радимъ на Съжю, и прозвашася радимичи,..." и далее "Бы-
ша же радимичи от рода ляховъ; прешедъше ту ся вселиша, и
платять дань Руси."(ПВЛ)
По исследованию польских ученых предки радимичей могли
жить где-то в бассейне Вислы. В 4-6 вв. они оттуда перемести-
лись в Верхнее Поднестровье, где около 2 десятков названий
рек повторяют гидронимы Посожья. Отсюда, как указывают радим-
ические древности в 8 в. они переместились на Сож.
В результате метисации пришлых славян с местными племе-
нами и произошел народ, которого ПВЛ назвала радимичими.
В летописном перечне племенных княжений восточного сла-
вянства радимичей нет. Однако из других мест летописей очеви-
дно, что радимичи управлялись племенными вождями, имели свое
войско и до последних десятилетий 10 в. сохраняли свою самос-
тоятельность.
сер.9 в. - платили дань Хазарскому каганату.
885 г. - поход Олега на радимичей, в результате они перест-
ают платить дань хазарам.
до кон.10в.- платили дань Киеву и участвовали в совместных
походах, но племенную обособленность сохраняли.
984 г. - поход на радимичей воеводы кн. Владимира Сятослав-
овича Волчьего Хвоста, который разбил радимичей на
р.Пищань, близь современного Славгорода.
- с этого момента радимичи потеряли самостоятельн-
ость и вошли в состав Киевской Руси.
76
1169 г. - последнее летописное упоминание радимичей, как эт-
нографической единицы восточного славянства.
Несколько подробнее могут о радимичах рассказать археол-
огические раскопки.
Уже в конце 19 в. стало очевидным, что основным этнооп-
ределяющим признаком радимичей служат семилучевые височные
кольца. Их находки очень плотно сконцентрированы в Посожье.
Щитки у них гладкие или орнаментированные дугообразными поло-
сками. Замечено, что более ранние височные кольца 9-10 вв.
орнаментированы богаче, поздние 11-12 вв. - чаще всего лише-
ны узоров. Семилучевые украшения носили по одному или по нес-
кольку на каждом виске, продетыми сквозь кожаную полоску на
одинаковом расстоянии одно ниже другого.(рис.8, с.93)
Судя по находкам семилучевых височных колец радимичи в
10 - 12 вв. занимали, в основном, бассейн нижнего и среднего
Сожа и междуречье Сожа и Днепра. За Днепр их захоронения не
заходили, а вот дреговические - на этой стороне Днепра имеют-
ся. На юго-востоке граница с северянами проходила по междуре-
чью Сожа и Десны. Только в отдельных местах ареал радимичей
доходил до Десны, где они граничили с вятичами и северянами.
Как следует из карты 24 (22, с.153) направление экспан-
сии радимичей шло, в основном, из основного ареала на северо-
восток в бассейны верхней Волги и Оки.
Радимических курганов в описанном ареале с захоронени-
ями по ритуалу трупосожжения сравнительно немного. Большая
часть из них сжигалась на месте захоронения на невысокой при-
сыпке по центру кургана от 0,35 до 1 м (от 1/5 ло 1/2 общей
высоты насыпи) с горизонтальным верхом. Но иногда сжигали и
на материке. Пепел после сожжения не сгребали в кучку и тогда
при раскопках можно видеть, что тело клали, как и у всех сла-
вян, головой на запад. То же было и позже при трупоположени-
ях. Другая ориентация встречается, в основном, в женских зах-
оронениях, что указывает, что жены радимичей происходили из
местных угрофинских и балтских племен.
Остатки погребальных костров имеют овальнокруглые очер-
тания самых различных размеров. При раскопках кургана N 4 ок-
оло Грязивца погребальный костер был устроен на подсыпке 0,7м
(при высоте кургана 3,5 м.) и сложен из сосновых плах клеткой
в 6 ярусов размером 3,5х2,8 м и высотой 0,7 м. Такое строение
кострища напоминает теремки-домовины дреговических курганов.
В здешних курганах открыты и настоящие домовины: бревенчатые
срубы 2,4 х 1 м и досчатые - концы досок вставлены в угловые
вертикальные стояки 2,6х2,3 м. Большинство курганов с трупос-
ожжением безинвентарно - очевидно, все сгорало, а что не сго-
рало, то выбрасывалось или захоронивалось отдельно.
Ввиду отсутствия инвентаря датировать эти курганы почти
невозможно. Подобные курганы в других восточнославянских рег-
ионах датируются 9-10 в. Такая же датировка принята и здесь.
В последнюю треть 10 в. появляются первые курганы с тру-
77
трупоположением. Причем, как пережиток предыдущего ритуала,
Страницы: «« « 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |