Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Михеева Л.В. - Музыкальный словарь в рассказах

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 75
Размер файла: 404 Кб
Страницы: « 1   2   3  4   5   6   7   8   9   10   11   12   13  » »»

Представьте себе, что вы находитесь на представлении оперы Н.
Римского-Корсакова <<Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии>>.
Идет первая картина третьего акта. На сцене -- площадь в Великом Китеже.
Собравшийся на ней народ узнает страшную весть: на город надвигается
татарская рать. Княжич Всеволод собирает дружину, чтобы выступить навстречу
врагу.

Опускается занавес. Однако оркестр не умолкает. Он рассказывает, что
произошло дальше.

Настороженны и в то же время зловещи его звучания. Тихо, незаметно, словно
издалека, возникает ритм бешеной скачки. Это мчатся татары, сметая все на
пути. Все ближе они, все громче звучит дикая, зловещая тема... Но
послышалась простая и раздольная мелодия -- песня русской дружины. Вот уже
все сплелось, смешалось в музыке: слышны сразу и неизменный ритм скачки, и
русская песня, и татарская, старающаяся заглушить, <<убить>> ее... И
слушатели понимают: это русская дружина столкнулась с татарским войском,
закипела смертельная схватка.

Отчаянно бились русские, но татар было неисчислимо больше. Все дружинники
остались на поле боя, все пали смертью храбрых, предпочтя гибель рабству.
Не звучит больше раздольная песня, исчезает, распыляется четкий ритм, лишь
отдельные, словно <<усталые>> обрывки татарской темы-<<победительницы>>
сменяют один другого...

Снова открылся занавес. На сцене татарский стан. Эту вторую картину
третьего акта оперы связал с предшествующей симфонический антракт <<Сеча
при Керженце>>.

А вот другой пример. Идет опера Ж. Бизе <<Кармен>>. В ней каждое действие
предваряется музыкальным антрактом. Антракт к третьему действию рисует
покой и тишину дремлющих гор. Поднимается занавес, и перед зрителями горный
пейзаж, тонко отраженный в только что прозвучавшей музыке. Антракт к
четвертому акту, жизнерадостный, красочный, насыщенный энергичными ритмами,
вводит в атмосферу народного праздника, на фоне которого происходит
трагическая развязка оперы.

АППАССИОНАТА. <<Ничего не знаю лучше Аппассионаты, готов слушать ее
каждый день... Изумительная, нечеловеческая музыка. Я всегда с гордостью,
может быть наивной, думаю, вот какие чудеса могут делать люди>>, -- так
передает М. Горький слова Владимира Ильича Ленина об одной из сонат Л.
Бетховена.

Фортепианная соната No 23 фа минор соч. 57 была написана композитором в
1806 году. Вернее -- записана в этом году, так как сочинил ее Бетховен
раньше, но в течение двух лет она оставалась не записанной. Название
<<Аппассионата>> -- страстная -- было дано этой музыке не ее автором,
однако оказалось настолько удачным, что сохранилось поныне. Современники
чувствовали, что соната имеет конкретную программу, пытались узнать ее. Но
на вопрос о содержании музыки Бетховен отвечал кратко: <<Прочтите "Бурю"
Шекспира>>.

Действительно, в <<Аппассионате>> бушуют страсти шекспировского масштаба,
однако облик их иной -- современный Бетховену. Слышатся отзвуки музыки
Великой французской революции: и напев <<Марсельезы>> в конце первой части,
и стихийная героическая пляска финала.

Вообще же термин appassionato, происходящий от итальянского appassionare --
возбуждать страсть, -- применяется для обозначения характера исполнения
музыкального произведения.

АРАНЖИРОВКА. Французское слово arranger, как и немецкое arrangieren, в
буквальном переводе означают устраивать, приводить в порядок. Однако в
музыке этот термин приобретает несколько иное значение. В самом деле:
трудно представить, что музыкальное произведение необходимо <<привести в
порядок>>! Ведь композитор уже сделал в нем все, что считал нужным. И на
русский язык в данном случае термин аранжировка переводят словом
<<переложение>>.

Переложить можно, например, оркестровую или оперную партитуру для
исполнения на фортепиано в две или четыре руки. Напротив, фортепианную
пьесу можно аранжировать для оркестра. Часто песни, сочиненные автором для
голоса и фортепиано, перекладывают для хорового исполнения или фортепианную
партию аранжируют для инструментального ансамбля.

Иногда аранжировку делает сам композитор, но чаще этим занимаются другие
музыканты.

Порою на нотах можно прочесть: <<Облегченное переложение>>. Такие
аранжировки для исполнения на том же инструменте, на каком задумано
автором, но технически менее сложные, делаются в помощь любителям музыки.
Тем, кто не очень хорошо, не профессионально владеет инструментом, а хочет
получить удовольствие от музицирования.

И, наконец, есть у этого термина еще одно значение: в джазовой музыке
аранжировкой называются различные изменения, которые музыканты вносят
непосредственно во время исполнения, импровизируя свою партию.

АРИОЗО -- см. Ария.

АРИЯ. Вы включили радио и услышали: <<Ни сна, ни отдыха измученной
душе...>> Конечно, вы сразу узнали, что это ария Игоря из оперы А. Бородина
<<Князь Игорь>>. Томясь в плену, Игорь тяжко переживает свое поражение,
свое вынужденное бездействие. Вспоминает о любимой жене -- Ярославне.
Музыка арии рисует портрет князя -- полный и многогранный, портрет
человека, мучительно переживающего судьбу отчизны, воина, любящего мужа.

Слово <<ария>> итальянского происхождения и означает -- песня. Можно
вспомнить много арий: лирическую -- Ленского из оперы Чайковского <<Евгений

Страницы: « 1   2   3  4   5   6   7   8   9   10   11   12   13  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Михеева Л.В., Музыкальный словарь в рассказах