Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Михеева Л.В. - Музыкальный словарь в рассказах Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 75 Размер файла: 404 Кб Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 » »» Онегин>>, героическую -- Ивана Сусанина из оперы Глинки, скорбную -- Виолетты из третьего акта оперы Верди <<Травиата>>. При всем их разнообразии, при всей бросающейся в глаза (и уши!) несхожести, в них есть одно общее свойство: ария всегда наиболее полно и разносторонне характеризует героя, рисует его музыкальный портрет. Ариозо -- как и ария -- сольный музыкальный номер в опере. Оно обычно меньше арии. Если ария бывает обобщением, размышлением, то ариозо -- скорее непосредственный отклик на какое-нибудь только что происшедшее событие. Например, ариозо Ленского <<В Вашем доме>>. Произошло непоправимое. Ленский вызвал Онегина на дуэль. Разбиты его мечты о счастье с Ольгой. Ариозо звучит как проникновенное воспоминание о прошлом, о безоблачных, радостных днях, проведенных в доме Лариных. В первой половине XIX века выходную арию, то есть первую арию по ходу действия, ту, с которой герой или героиня выходили на сцену, называли каватиной. Такова, например, веселая, искрометная каватина Фигаро из оперы Россини <<Севильский цирюльник>>. И Глинка, следуя традиции, назвал каватинами первые арии Антониды в <<Иване Сусанине>> и Людмилы в <<Руслане и Людмиле>>. Однако позднее каватинами стали называть арии с более свободным и масштабным построением. Вспомните каватину Князя из <<Русалки>> Даргомыжского или каватину Владимира Игоревича из <<Князя Игоря>> Бородина. Ариетта (по-итальянски arietta -- маленькая ария) невелика по размерам. Она напоминает скорее ариозо, но отличается от него более простой, похожей на песенную, мелодией. АРПЕДЖИО. Что такое аккорд вы, наверное, уже прочли, если не знали этого раньше. Когда звуки аккорда берут не одновременно, а поочередно, то и получается арпеджио. Называется этот способ исполнения аккордов итальянским словом arpeggio (правильнее его произносить -- арпеджо), что в переводе означает -- как будто на арфе, -- потому что именно для арфы он наиболее характерен. Вы, наверное, не раз слышали нежные переливы арпеджио в исполнении арфы. А в музыкальной школе начинающие пианисты развивают технику, играя арпеджио наряду с обязательными гаммами. В нотах арпеджио обычно обозначается волнистой вертикальной чертой, поставленной перед аккордом. Если нужно исполнить арпеджио (или еще говорят -- арпеджиато) ряд аккордов, в нотах рядом с этими аккордами просто пишут итальянское слово -- arpeggio. Изредка записывают арпеджио маленькими нотками, которые затем слиговываются -- соединяются дугами с основными нотами аккорда. На струнных смычковых инструментах вообще все аккорды играются только арпеджиато. Эти инструменты устроены так, что одновременно можно вести смычок только по двум соседним струнам. Если же нужно захватить еще и третью, или все четыре, то музыканту приходится <<пробежаться>> по ним смычком -- звуки возникнут не вместе, хотя и очень быстро один за другим. АРТИСТ. Французское слово art означает искусство, производное от него artist переводится на русский язык, как художник. Но русское понятие <<артист>> не совсем ему соответствует. Вы, наверное, привыкли к таким словосочетаниям, как <<заслуженная артистка республики>>; <<народный артист Советского Союза>>, <<артисты ТЮЗа>>, <<артисты московских театров>>... Одно и то же слово означает в них разные понятия. Здесь в одних случаях слово <<артист>> становится синонимом слова <<актер>>, в двух других это составная часть почетного звания. Актер и артист -- не полные синонимы. Термин <<артист>> гораздо шире. Он употребляется по отношению к музыкантам, как певцам, так и инструменталистам. И если певца, прекрасно играющего свою роль в оперном спектакле, можно назвать с похвалой поющим актером, то скрипача или флейтиста ни при каких обстоятельствах актером не назовешь. Артисты цирка, эстрады, различных музыкальных жанров и, конечно, драматические -- все они объединяются этим словом, имеющим у нас оттенок признания мастерства, художественного совершенства. Не случайно появились у него такие производные, как артистичность, артистизм. Не случайны и почетные звания заслуженного и народного артистов, которые даются самым достойным. АРФА. Много веков насчитывает история арфы -- одного из древнейших музыкальных инструментов. Появилась она еще на заре человеческой цивилизации и стала прародительницей всех струнных инструментов. --- Table start------------------------------------------------------------- [Image] | ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ (ДВОЙНОЙ ГОБОЙ. ЛЮТНЯ И АРФА). ФРАГМЕНТ НАСТЕННОЙ РОСПИСИ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ | --- Table end--------------------------------------------------------------- Было это, возможно, так: однажды, натягивая тетиву лука, охотник заметил, что она издает нежный мелодичный звук. Он проверил свое впечатление, и звук понравился еще больше. Тогда он решил натянуть рядом еще одну тетиву, покороче, -- и получилось уже два музыкальных звука различной высоты. Стало возможным сыграть простенькую мелодию. Это было великое открытие: возник первый струнный щипковый инструмент. Шли годы, десятилетия, века. К прежним струнам прибавлялись все новые и новые; но музыкальный инструмент продолжал иметь форму лука. Его держали в руках и играли, перебирая пальцами струны. Арфу любили в Древнем Египте, в Финикии и Ассирии. в Древней Греции и Риме. В Средние века арфа получила огромное распространение в Европе. Особенно славились ирландские арфисты, которые исполняли свои сказания -- саги -- под аккомпанемент маленькой переносной арфы. Ее изображение даже вошло в национальный герб Ирландии. --- Table start------------------------------------------------------------- [Image] | ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГЕРБ ИРЛАНДИИ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ АРФЫ | --- Table end--------------------------------------------------------------- Но постепенно арфа стала аристократическим инструментом. На арфе играет лишь тот, Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |