Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Михеева Л.В. - Музыкальный словарь в рассказах

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 75
Размер файла: 404 Кб
Страницы: «« « 5   6   7   8   9   10   11   12   13  14   15   16   17   18   19   20   21   22   23  » »»

к первой главе <<Евгения Онегина>>. А вот начало пушкинского же
стихотворения <<Красавица>>:

Все в ней гармония, все диво,
Все выше мира и страстей...

И еще один отрывок -- слова Сальери из маленькой трагедии <<Моцарт и
Сальери>>:

...Звуки умертвив,
Музыку я разъял, как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию...

Почему здесь приведены столь разные стихи? Что в; них общего? Одно только
слово -- гармония. Конечно, употреблено оно в разных значениях. Так что же
оно означает?

Греческое слово harmonia переводится как созвучие, стройность,
соразмерность. Именно в смысле стройности, соразмерности, а значит и
красоты употребил это слово Пушкин в стихотворении <<Красавица>>. В первом
цитированном отрывке значение слов иное: под гармонией подразумевается
поэзия как искусство в стройных, соразмеренных формах выражать владеющие
поэтом мысли и чувства.

Близко к этому и значение, которое вкладывает в слово гармония Сальери в
маленькой пушкинской трагедии. Недаром далее Моцарт произносит тост:


...за искренний союз,
Связующий Моцарта и Сальери,
Двух сыновей гармонии.

Только речь здесь идет уже не о поэзии, а о музыке. Но вспомните, как
говорит Сальери: <<Поверил я алгеброй гармонию...>>. В этой фразе заключен,
благодаря слову алгебра, еще один смысл: научного, исследовательского
подхода к искусству. И тогда возникает еще одно значение гармонии -- как
специального термина, определяющего одно из выразительных средств музыки.
Это выразительное средство основано на объединении звуков в созвучия и
последовательности созвучий.

С течением времени менялся характер и особенности всех музыкальных
выразительных средств, в том числе и гармонии. Поэтому при ее изучении
говорят о различных стилях -- гармонии классической и романтической,
гармонии джазовой и т. д. Кстати, этим же словом определяется и учебная
дисциплина, которая изучает законы построения и взаимосвязи аккордов.

ГЕЛИКОН. Его, большого, широченным раструбом выглядывающего из-за плеча
музыканта, вы можете видеть на военных парадах или по телевизору, когда
духовой оркестр, печатая шаг, играет бодрый марш, или во время встречи
почетных гостей принимает участие в торжественной церемонии.

--- Table start-------------------------------------------------------------
ГЕЛИКОН | [Image] |
--- Table end---------------------------------------------------------------


Геликон -- самый низкий по звучанию медный духовой инструмент, --
применяется только в духовых оркестрах. По звучанию он соответствует тубе
(вы можете прочесть о ней на странице 148) и в симфоническом оркестре не
нужен. А трубка геликона (название его происходит от греческого helix --
витой, изогнутый) свернута так, что его можно надеть на себя: просунув в
отверстие между витками голову и правую руку, музыкант, таким образом,
вешает его на левое плечо. Играют на нем и стоя в военном строю, и на
марше, и даже верхом на коне.

ГИМН. Каждый день, когда заканчиваются радиопередачи, вслед за последним
ударом кремлевских курантов звучит величавая и торжественная мелодия --
Гимн Советского Союза, написанный композитором А. В. Александровым на слова
С. Михалкова и Г. Эль-Регистана. Звучанием гимна начинается и завершается
день нашей Родины.

Гимн исполняется во всех торжественных случаях. Это музыкальный символ
Союза Советских Социалистических Республик. Союзные республики имеют свой
гимн.

Греческое слово <<гимн>> означает торжественную хвалебную песнь. Когда-то в
глубокой древности так назывались песнопения, которые слагали в честь богов
и героев. Шли века. и хвалебные песни становились другими. Содержанием
гимна стало прославление благородной и возвышенной идеи. Так, в XV веке в
Чехии, во время национально-освободительной борьбы под предводительством
Яна Гуса, появились революционные песни -- гуситские гимны.

Во время французской буржуазной революции конца XVIII века родился
вдохновенный гимн восставших французов -- <<Марсельеза>>. Сейчас это
государственный гимн Франции. В героические дни Парижской коммуны возник
текст <<Интернационала>> (его написал Эжен Потье. Музыка <<Интернационала>>
была создана в 1888 году Пьером Дегейтером), ныне -- гимна Коммунистической
партии Советского Союза, гимна международного коммунистического и
республиканского движения.

Композиторами разных стран написано много произведений гимнического
характера, то есть произведений торжественных, воспевающих определенную
идею или событие. Иногда это самостоятельные произведения, как, например,
<<Гимн демократической молодежи>> А, Новикова на слова Л. Ошанина. Иногда
-- части крупных произведений -- оперы, оратории, даже балета. Всем,
наверное, знаком величественный гимн <<Славься>> из оперы Глинки <<Иван
Сусанин>>. А в балете Глиэра <<Медный всадник>> есть <<Гимн великому
городу>> -- Петербургу -- ныне Ленинграду.

В характере гимна создан и заключительный хор Девятой симфонии Бетховена,

Страницы: «« « 5   6   7   8   9   10   11   12   13  14   15   16   17   18   19   20   21   22   23  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Михеева Л.В., Музыкальный словарь в рассказах