Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Михеева Л.В. - Музыкальный словарь в рассказах

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 75
Размер файла: 404 Кб
Страницы: «« « 10   11   12   13   14   15   16   17   18  19   20   21   22   23   24   25   26   27   28  » »»

ДИАПАЗОН. <<На каких диапазонах работает этот приемник?..>> <<Перед вами
артист широкого диапазона...>> Такие или похожие фразы, наверное, каждому
приходилось слышать. А в музыке говорят: <<диапазон инструмента>>,
<<диапазон голоса>>. Что же означает термин, употребляемый в столь
различных случаях?

Слово диапазон (dia pason) греческого происхождения и означает <<через
все>>, то есть -- в музыке -- через все звуки. Под музыкальным диапазоном
понимается расстояние от самого низкого звука, который может издать
инструмент или голос, до самого высокого.

Самый большой диапазон -- у органа. Он включает в себя диапазоны всех
остальных инструментов -- и высоких и низких. Но отдельные участки
диапазона даже на одном и том же инструменте звучат неодинаково. Так,
например, низкие, басовые звуки у рояля тяжеловесны, грузны, а высокие
подобны звонким маленьким колокольчикам. Разные отрезки диапазона,
отличающиеся друг от друга качеством звучания, называются регистрами.
Обычно различают три регистра -- нижний, средний и верхний. Наиболее
употребителен у большинства инструментов и певческих голосов средний
регистр.

ДИВЕРТИСМЕНТ. Французское слово <> в переводе означает --
увеселение, развлечение. Первоначально, триста лет назад, под этим
названием стали появляться отдельные музыкальные пьесы пли целые сборники
пьес развлекательного характера. Очень большое распространение такие
дивертисменты получили в XVIII веке. Чаще всего их сочиняли для камерного
ансамбля или небольшого оркестра, в нескольких частях.

Дивертисменты писали французские, немецкие, итальянские композиторы. И
сейчас в концертах можно услышать дивертисменты Гайдна или Моцарта. А
начиная с XIX века этот термин приобрел несколько иное значение. Так стали
называть музыку, сходную с попурри (вы можете прочесть, что означает это
французское слово, дальше).

Одновременно с такими, чисто музыкальными дивертисментами, во Франции
появились дивертисменты музыкально-сценические. Это были вставные, чаще
всего балетные, но иногда и вокальные эпизоды в спектаклях -- драматических
или оперных. Один из первых таких дивертисментов появился в комедии Мольера
<<Брак по принуждению>>. Музыку к этому балетному дивертисменту написал
придворный композитор Людовика XIV Ж. Б. Люлли. Известны его дивертисменты
и к другим пьесам прославленного французского комедиографа.

Иногда дивертисменты составляют целое развлекательное представление, своего
рода концерт внутри спектакля. Таков и дивертисмент во втором акте балета
П. И. Чайковского <<Щелкунчик>>.

ДИНАМИЧЕСКИЕ ОТТЕНКИ. Музыкальные термины, которые определяют степень
громкости исполнения музыки, называются динамическими оттенками (от
греческого слова dynamicos -- силовой, то есть сила звука). В нотах вы,
конечно, видели такие значки: pp, p, mp, mf, f, ff, dim, cresc. Все это --
сокращения названий динамических оттенков. Посмотрите, как они пишутся
полностью, произносятся и переводятся:

          чем пиано;
      пиано;
    
Иногда, гораздо реже, в нотах можно встретить такие обозначения: ppp
(пиано-пианиссимо), рррр. Или fff, (форте-фортиссимо), ffff. Они означают
очень-очень тихо, еле слышно, очень-очень громко.

Знак sf -- sforzando (сфорцандо) указывает на выделение какой-то ноты или
аккорда.

Очень часто встречаются в нотах и такие слова: dim, diminuendo (диминуендо)
или значок [Image] указывающие на постепенное ослабление звука. Cresc.
(крещендо), или значок -- [Image] указывают, напротив, что нужно постепенно
усиливать звук.

Перед обозначением cresc. иногда ставится poco а poco (поко а поко) --
мало-помалу, понемногу, постепенно. Конечно, эти слова встречаются и в
других сочетаниях. Ведь постепенно можно не только усиливать звук, но и
ослаблять его, ускорять или замедлять движение.

Вместо diminuendo иногда пишут morendo (морендо) -- замирая. Такое
определение означает не только затихая, но и замедляя темп. Приблизительно
тот же смысл имеет слово smorzando (сморцандо) -- приглушая, замирая,
ослабляя звучность и замедляя темп.

Вы, наверное, не раз слышали пьесу <<Ноябрь>> из цикла <<Времена года>>
Чайковского. Она имеет подзаголовок <<На тройке>>. Начинается не очень
громко (mf) простая мелодия, похожая на русскую народную песню. Она растет,
ширится, и вот уже звучит мощно, громко (f). Следующий музыкальный эпизод,
более живой и грациозный, имитирует звучание дорожных бубенцов. А потом на
фоне неумолчного звона бубенцов вновь возникает мелодия песни -- то тихая
(р), то приближающаяся и вновь исчезающая вдали ([Image] [Image]),
постепенно истаивающая.

ДИРИЖЕР. Вы пришли в оперный театр. Спектакль еще не начался, но в
оркестровой яме -- так называется помещение, расположенное внизу перед
сценой -- уже собрались музыканты. Они настраивают свои инструменты, и шум
стоит невообразимый. Кажется, что из этого хаоса звуков не может получиться
стройное, согласное и красивое звучание. А ведь еще будут певцы-солисты и
хор...

Страницы: «« « 10   11   12   13   14   15   16   17   18  19   20   21   22   23   24   25   26   27   28  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Михеева Л.В., Музыкальный словарь в рассказах