Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Михеева Л.В. - Музыкальный словарь в рассказах

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 75
Размер файла: 404 Кб
Страницы: «« « 15   16   17   18   19   20   21   22   23  24   25   26   27   28   29   30   31   32   33  » »»

известного немецкого музыканта.

За день до назначенного состязания Бах явился в королевский дворец
послушать своего конкурента. Маршан играл блестяще. Ему много аплодировали,
а потом предложили и немецкому музыканту <<попробовать инструмент>>. Бах
тут же повторил песенку, на тему которой импровизировал Маршан, и
варьировал ее с огромным искусством, совершенно затмив соперника. Потом Бах
написал на листочке бумаги мелодию и передал ее Маршану. Это была тема, на
которую французский музыкант должен был назавтра импровизировать. Бах, в
свою очередь, попросил у Маршана тему для своей импровизации.

На следующий день придворное общество долго ожидало прибытия во дворец
знаменитого француза, но он так и не явился. Оказалось, что он бежал, не
решившись соперничать с гениальным импровизатором.

А вот отрывок программы одного из концертов маленького Моцарта (вы,
наверное, знаете, что Моцарт с самого раннего возраста проявил себя как
гениальный музыкант. В шесть -- семь лет он уже выступал с концертами в
разных странах):

<<6. Ария, которую господин Амадео (так звали Моцарта в Италии) тут же
сочинит на предложенные ему стихи и затем исполнит, аккомпанируя себе на
клавикорде.

7. Соната на тему, которую предложит по своему выбору первый скрипач
оркестра, сочинит и исполнит господин Амадео...

10. Фуга на тему, предложенную экспромтом...>>

В одном итальянском городе слушатели, которые не могли поверить, что
ребенок способен так вдохновенно импровизировать, потребовали, чтобы он
снял с пальца кольцо. Они решили, что кольцо волшебное и управляет руками
мальчика. Конечно, сняв кольцо, Моцарт продолжал играть так же хорошо.

Великолепным импровизатором был и Бетховен, и многие другие композиторы
прошлого. О гениальном скрипаче и композиторе Никколо Паганини, например,
рассказывали, что лучшие его произведения -- не те, что записаны, изданы и
известны всем, а те, что он импровизировал по настроению и никогда больше
не повторял.

В наше время искусство импровизации почти совсем забыто. Лишь крайне редко
встречаются музыканты, способные сочинять <<на глазах у публики>>.
Произошло это прежде всего потому, что в музыке, как и во всех областях
нашей жизни, господствует <<узкая специализация>>: композиторы теперь не
являются одновременно концертирующими музыкантами-исполнителями, а
профессиональные инструменталисты-концертанты, как правило, не обладают
выдающимися композиторскими данными. Старые традиции импровизирования
сохранились разве лишь у некоторых органистов.

Так, в начале 60-х годов в нашу страну на гастроли приезжал Томанер-хор --
хор лейпцигской церкви святого Фомы, в которой когда-то давно многие годы
работал И. С. Бах. Руководитель хора Гюнтер Рамин импровизировал на
клавесине прелюдию и фугу, темы для которых ему предложили советские
музыканты, присутствовавшие на концерте.

ИНВЕНЦИЯ. Этим словом, означающим по-латыни <<изобретение>> (inventio),
И. С. Бах назвал небольшие полифонические пьесы, которые он сочинял
специально для своих учеников. Это были своего рода упражнения, необходимые
для того, чтобы овладеть приемами исполнения сложных полифонических
произведений, в частности -- фуг.

Название для своих пьес композитор подобрал чрезвычайно точно, так как его
инвенции действительно полны выдумок, остроумных сочетаний и чередований
голосов.

Но инвенции -- не только упражнения. Это яркие художественные произведения,
в каждом из которых воплощено определенное настроение. Бах считал, что его
инвенции могут помочь начинающему музыканту не только исполнять, но и
сочинять музыку. Вот как он определил в предисловии к инвенции их
назначение: <<Чистосердечное руководство, дающее возможность любителям
клавирного искусства и в особенности жаждущим его изучения не только
научиться чисто играть двухголосие, но при дальнейших успехах уверенно и
умело обращаться и с трехголосием... выработать певучую манеру игры и,
вместе с тем, развить в себе сильное предрасположение к композиции...>>

ИНСТРУМЕНТОВКА. Сочиняя оркестровое произведение, композитор представляет
его себе во всем богатстве разнообразных тембров. Но записывает, как
правило, музыку сначала двустрочно в виде так называемого клавира, лишь в
отдельных случаях помечая около той или другой ноты: это играет тромбон;
это -- гобой; здесь вступают скрипки. Далеко не случайно поручает автор те
или иные эпизоды своей музыки одним или другим инструментам.

Совсем не все равно, какой инструмент будет играть мелодию, сопровождение к
ней, какой-то подголосок или длинные выдержанные аккорды... Можно ли,
скажем, поручить тяжеловесной и неповоротливой тубе быстрые пассажи? А
нежную поэтичную мелодию фаготу в низком регистре? Конечно, с этой
<<ролью>> лучше справятся скрипки, флейты или гобои. Зато туба необходима
для того, чтобы создать в звучании басовую опору, а несколько тромбонов
блестяще исполнят торжественные аккорды.

Композитор всегда точно учитывает характер звучания, особенности тембра и
силу звука различных инструментов.

После того, как музыка сочинена, композитор создает оркестровую партитуру,
в которой записывает партии всех инструментов. Процесс создания оркестровой
партитуры и называется инструментовкой. Бывает, что композитор сразу, без
предварительных эскизов, пишет партитуру.

Инструментовка -- очень важное выразительное средство музыки, которое
глубоко индивидуально у каждого композитора. Н. А. Римский-Корсаков

Страницы: «« « 15   16   17   18   19   20   21   22   23  24   25   26   27   28   29   30   31   32   33  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Михеева Л.В., Музыкальный словарь в рассказах