Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Михеева Л.В. - Музыкальный словарь в рассказах

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 75
Размер файла: 404 Кб
Страницы: «« « 18   19   20   21   22   23   24   25   26  27   28   29   30   31   32   33   34   35   36  » »»

виолончель? Как показать хору, поющему многоголосное произведение без
сопровождения, а капелла, звуки, с которых он должен начать петь? Для этого
существует специальный прибор -- камертон.

Иногда камертон сделан из металла в виде изогнутой пластинки. На месте
изгиба есть рукоятка с шариком на конце. Если легонько ударить по камертону
каким-нибудь твердым предметом, то свободные концы начинают дрожать --
вибрировать -- и слышится звук.

[Image]
КАМЕРТОН

Другой вид камертона -- маленькая трубочка, которaя издаeт звук если в нее
подуть. Обычно камертоны делаются так что они издают звук ля первой октавы.
Однако имеются камертоны, настроенные и на другие звуки.

Зная совершенно точно, как звучит одна нота, можно правильно настроить и
все остальные. Поэтому камертон очень нужен многим -- настройщикам роялей и
скрипачам, певцам, поющим без аккомпанемента, и дирижерам хоров.

КАНОН. По-гречески канон значит правило, образец. В жизни нам довольно
часто встречается это слово. Мы говорим: <<По строгим канонам...>>. Или
употребляем понятие канонический в смысле образцовый, подчиняющийся самым
строгим правилам. В музыке значение этого термина значительно уже. Так
называется многоголосная пьеса, в которой все голоса исполняют одну и ту же
мелодию, но не вместе, а вступая поочередно, иногда от одного и того же
звука, иногда -- от разных. Собственно говоря, канон -- это музыкальная
пьеса или ее эпизод, построенный на непрерывно проводимой имитации. Пример
такого эпизода -- дуэт Ленского и Онегина в сцене дуэли в опере Чайковского
<<Евгений Онегин>>. Еще недавно неразлучные друзья, они стоят один против
другого с пистолетами в руках. Мысли их одинаковы (<<Враги! Давно ли друг
от друга нас жажда крови отвела?>>), поэтому мелодия одна и та же; но они
уже не вместе, они противники -- и поэтому их мелодии не совпадают по
времени, звучат каждая сама по себе. Так тонко, психологически обоснованно
использовал композитор старинную полифоническую форму,

Особая разновидность канона -- бесконечный канон. Мелодия в нем может
повторяться сколько угодно раз, переходя от окончания вновь к началу.

КАНТАТА -- см. Оратория.

КАНТЕЛЕ -- см. Гусли.

КАНТИЛЕНА. Так, от латинского cantilena -- распевное пение -- называется
широкая, свободно льющаяся мелодия. Прекрасные образцы кантилены есть в
операх Глинки, Чайковского, в операх и ораториях Прокофьева и Шостаковича,
в произведениях итальянских композиторов. Можно назвать этим словом и
многие русские народные песни.

КАПЕЛЛА. Всем любителям музыки хорошо известны такие хоровые коллективы,
как Ленинградская академическая капелла им. М. И. Глинки, Республиканская
хоровая капелла им. А. А. Юрлова. Однако слово капелла -- cappella -- в
переводе с итальянского означает <<часовня>>. Какое же отношение имеет
часовня к хору?

В католических храмах вот уже много веков богослужение сопровождается
музыкой. В соборах и крупных церквах издавна сооружались органы. Органисты
импровизировали, сопровождали своей игрой пение хора, и богослужение
получалось очень торжественным, производило сильное впечатление на
молящихся. А ведь это и нужно было церковникам. Но в маленьких церквах,
часовнях, органов не было. Хору там приходилось петь без сопровождения.
Поэтому со временем пение без инструментального аккомпанемента и стали
называть: <<как в часовне>>. По-итальянски -- a cappella. А самый хор стали
называть капеллой.

Теперь это слово расширило свое значение. Им иногда называют не только
хоровой, но и инструментальный коллектив. Например, Капелла бандуристов
Украинской ССР.

КАПЕЛЬМЕЙСТЕР. В XVIII веке крупные аристократы часто заводили у себя
целый штат музыкантов -- оркестр, хор, солистов-певцов. Такой штат тоже
стал называться капеллой (см. о капелле предыдущий рассказ), а его
руководитель -- капельмейстером. Например, композитор Гайдн больше тридцати
лет прослужил капельмейстером в капелле князя Эстергази.

Первоначально обязанности капельмейстера были очень разнообразны. Он должен
был не только руководить всеми музыкантами, подбирать репертуар и сочинять
музыку, но и следить за состоянием музыкальных инструментов, за нотной
библиотекой, давать уроки пения, в общем заниматься всем, что соблаговолит
поручить ему господин.

Со временем у капельмейстера остались преимущественно дирижерские
обязанности. Еще позднее руководителя симфонического оркестра
капельмейстером называть перестали: этот термин относился до недавнего
времени только к дирижерам военного духового оркестра. Теперь же это звание
совсем вышло из употребления.

КАПРИЧЧИО. Итальянское слово <> означает каприз, прихоть. В
музыке оно или его производные встречаются довольно часто: так называют
пьесы, свободные по построению, капризного, изменчивого характера. Таково,
например, Итальянское каприччио Чайковского, написанное под впечатлением
его поездки в Италию. В этом оркестровом каприччио использованы
разнообразные народные напевы и ритмы, благодаря которым создается
красочная картина веселого итальянского карнавала.

Иногда употребляют не итальянскую, а французскую форму этого термина --
каприс (caprice). Широко известны скрипичные каприсы Паганини --
виртуозные, причудливые пьесы. Могли вы слышать и Вальс-каприс Рубинштейна,
написанный для фортепиано, но звучащий часто в оркестровом варианте.


Страницы: «« « 18   19   20   21   22   23   24   25   26  27   28   29   30   31   32   33   34   35   36  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Михеева Л.В., Музыкальный словарь в рассказах