в самом деле плясала Смерть -- страшный скелет с черепом, глядящим пустыми
глазницами, с заржавленной косой в руках.
--- Table start-------------------------------------------------------------
КСИЛОФОН | [Image] |
--- Table end---------------------------------------------------------------
Как же добился композитор такого впечатления? Он ввел в оркестр ксилофон --
ударный инструмент, внешне похожий на колокольчики. Ксилофон имеет ту же
форму, но состоит не из металлических пластинок, а из деревянных брусков.
Играют на них при помощи двух деревянных палочек. Диапазон ксилофона -- от
до первой до до четвертой октавы. Звук сухой, щелкающий, звонкий. Конечно,
в наши дни он никого не пугает. Очень эффектно звучат на ксилофоне быстрые
скерцозные пьесы, которые нередко исполняют ксилофонисты в сопровождении
рояля.
КУЛЬМИНАЦИЯ. Латинское слово <> означает в переводе вершина,
высшая точка. В музыкальном произведении кульминацией называется эпизод, в
котором достигается наивысшее напряжение, то есть наиболее эмоционально
воздействующий момент, к которому подводит логика построения всей пьесы.
Кульминаций может быть несколько на протяжении большого сочинения. Тогда
одна из них является главной (ее называют иногда центральной или
генеральной), а остальные -- <<местными>>.
Кульминация есть в любой мелодии. Обычно это -- один из ее верхних звуков,
подчеркнутый большей продолжительностью и сильной долей такта.
КУПЛЕТ. Видели вы когда-нибудь, как идут солдаты? Сначала они молча
печатают шаг под команду командира, а потом над строем взвивается звонкий
голос, запевающий бодрую солдатскую песню. Он поет несколько строф, а потом
все подхватывают ее дружным хором.
То, что поет один -- солист, -- это запев песни. Обращали вы когда-нибудь
внимание на то, как сложена песня? Особенно такая песня, которую можно петь
многим вместе -- на демонстрации, в походе или вечером у пионерского
костра. Она словно делится на две части, которые потом несколько раз
повторяются. Эти две части -- запев или, иначе, куплет (французское слово
couplet означает строфа) и припев, по-другому называемый рефреном (это
слово тоже французское -- refrain). В хоровых песнях часто запев
исполняется одним только певцом, а хор подхватывает припев. Состоит песня
не из одного, а как правило, из нескольких куплетов. Музыка в них обычно не
меняется или изменяется очень немного, а вот слова каждый раз другие.
Припев же всегда остается неизменным и по тексту, и по музыке. Вспомните
любую пионерскую песню или какую-нибудь из тех, что вы поете, выступая
летом в поход, и проверьте сами, как она построена.
Форма, в которой пишется подавляющее большинство песен, называется поэтому
куплетной формой.
ЛАД. Хорошее это славянское слово -- лад. Хорошо, когда дело ладится,
когда в семье лад, когда платье ладно сшито... Много можно привести
примеров с этим корнем, и все слова окажутся светлые, дружелюбные. Недаром
лад -- это согласие, мир, стройность, порядок.
Но какое отношение все эти понятия могут иметь к музыке?
Оказывается, самое непосредственное.
Музыка -- искусство, в котором звуки располагаются стройно, согласованно,
упорядоченно. Попробуйте-ка нажимать клавиши рояля или дергать струны
гитары как попало: никакой музыки не получится!
Однако слово лад -- не просто стройность и согласие. Это специальный
термин, который означает взаимосвязь звуков между собой, их
согласованность, слаженность.
Вспомните любую мелодию: песню, танец, отрывок из какого-нибудь
инструментального сочинения. Если вы начнете ее напевать, то обнаружите,
что в любом, произвольном месте остановиться нельзя. И не только потому,
что, допустим, не <<уложились>> все слова или не закончилось движение
танца. Нет: дело в том, что звуки, сочетаясь друг с другом, воспринимаются
ло-разному. Одни -- как устойчивые. На них можно остановиться подольше,
вообще закончить движение. На них композитор и заканчивает куплет песни,
раздел или всю инструментальную пьесу. На других остановиться никак нельзя:
они вызывают ощущение незавершенности и требуют движения дальше, к
устойчивому, опорному звуку.
Объединение звуков, различных по высоте и тяготеющих друг к другу,
называется ладом. Основной звук лада -- самый устойчивый, к которому
тяготеют все остальные, -- называется тоника. Аккорд из трех звуков, нижний
из которых -- тоника, -- называется тоническим трезвучием.
Лады, то есть подобные объединения звуков, бывают разные. Наиболее
распространены в европейской музыке лады, которые называются мажор и минор.
В основе мажора -- тоническое трезвучие, в котором сначала, снизу --
большая терция (посмотрите, что написано о терции в рассказе <<Интервал>>),
а над ней малая. Мажор получится, если вы, подойдя к роялю, нажмете
последовательно все белые клавиши от ноты до вверх до следующей ноты до,
расположенной октавой выше. Такое последовательное звучание нот в пределах
октавы называется гаммой. То, что вы сыграли, гамма до мажор. Можно сыграть
мажорную гамму от любого другого звука, только тогда в некоторых местах
белую клавишу придется заменить черной. Ведь построение гамм подчинено
определенной закономерности. Так во всех мажорных гаммах после двух взятых
подряд тонов следует полутон, потом идут три тона подряд и снова полутон, В
минорной гамме звуки чередуются иначе: тон, полутон, два тона, полутон, два
тона. При этом гамма всегда называется по ее первому звуку.
В чем разница между гаммой и тональностью? Гамма может быть восходящей и