Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Михеева Л.В. - Музыкальный словарь в рассказах

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 75
Размер файла: 404 Кб
Страницы: «« « 29   30   31   32   33   34   35   36   37  38   39   40   41   42   43   44   45   46   47  » »»

кости. Посередине верхней деки -- вырез, сделанный в виде красивой звезды
или розы. У больших, так называемых архилютен, таких вырезов-роз было три.
Количество струн на лютне бывало разным, от шести до шестнадцати, причем
все они, кроме двух самых высоких, были удвоенными в унисон или октаву.

Играли на лютне сидя, положив ее на левое колено. Правой рукой защипывали
струны, в то время как левая фиксировала их на грифе, удлиняя или
укорачивая.

Несколько десятков лет назад казалось, что лютня -- инструмент. ушедший от
нас безвозвратно. Но в последние годы появился интерес к старинной музыке,
старинным инструментам. Поэтому теперь в концертах ансамблей старинной
музыки вы можете иногда увидеть лютню и ее разновидности -- архилютню и
теорбу.  
МАЖОР -- см. Лад.

МАНДОЛИНА. Один из многочисленных потомков лютни, мандолина появилась в
Италии в XVII веке, и уже в следующем столетии сделалась самым
распространенным, самым любимым народным инструментом. Постепенно она стала
популярна и в других странах.

Мандолина -- это и сольный, и аккомпанирующий, и ансамблевый инструмент.
Существуют оркестры мандолин разных размеров. Оркестры эти, в которые
иногда включаются гитары, носят название неаполитанских. Бывают случаи,
когда мандолина включается даже в оперный и симфонический оркестры.

По форме мандолина очень похожа на лютню. На ее восьми струнах, настроенных
попарно, играют медиатором.

[Image]
МАНДОЛИНА

МАРШ. Композитор Дмитрий Борисович Кабалевский очень любит детей. Для
них, кроме музыки, он пишет книги. Книги, которые помогают понять музыку,
почувствовать себя свободно в ее увлекательном мире. Одна из книг
Кабалевского называется <<Про трех китов и про многое другое>>. О третьем
из китов, на которых, по мысли автора, держится музыка, в книге рассказано
так:

<<Вот физкультурники перед началом соревнований идут по стадиону в легких
спортивных костюмах, с огромными развевающимися по ветру знаменами --
белыми, голубыми, зелеными, красными...

Вот идет по улице воинская часть. Четко держат солдаты шаг. Идут, как один,
твердой, бодрой походкой... А впереди -- украшенный конскими хвостами и
колокольчиками -- бунчук, который, двигаясь перед глазами музыкантов то
вверх, то вниз в такт музыке, заменяет в походе дирижерскую палочку...

А вот совсем маленькие ребятишки -- дошкольники ходят по большой комнате,
вооружившись красными флажками. Вид у них такой торжественный, будто они
участвуют в самом <<взаправдашнем>> первомайском параде. А за пианино сидит
их воспитательница...

Вы, конечно, уже приготовили свой ответ. Мне даже кажется, будто все
вместе, по-военному четко и стройно, вы сейчас отчеканите это короткое и
само по себе чеканное слово: марш!>>

А через несколько страниц Кабалевский продолжает: <<... Еще совсем
маленькие октябрята очень любят маршировать под музыку -- не меньше, чем
песни петь и пляски какие-нибудь отплясывать. А уж о пионерах и говорить
нечего -- горн и барабан, играющие марш, так же дороги им, как и алый
галстук на груди.

С маршами -- бодрыми походными, веселыми, праздничными, а порой, увы,
печальными, траурными -- связаны многие, очень многие события в жизни
каждого человека, в жизни огромных масс людей>>.

Что же такое марш? Французское marche означает в переводе -- ходьба. В
музыке так называются пьесы, написанные в четком, энергичном ритме, под
который удобно идти в строю. Хотя марши отличаются друг от друга мелодией,
характером и содержанием, объединяет их одно: марш пишется всегда в четном
размере -- на две или четыре четверти, чтобы идущие не сбивались с ноги.
Правда, бывают редкие исключения из этого правила. Песня А. В. Александрова
<<Священная война>>, написанная на стихи В. И. Лебедева-Кумача в самом
начале Великой Отечественной войны, -- трехдольная. Но это -- самый
настоящий марш -- мужественный, суровый и грозный. Под его звуки уходили на
фронт солдаты.

Ну, а <<настоящих>> маршей вы, конечно, знаете великое множество. И тех,
что написаны для движения под них, и тех, что входят в крупные произведения
-- оперы, симфонии, оратории, сонаты. Очень известны марши из оперы Гуно
<<Фауст>>, из <<Аиды>> Верди, марш Черномора из <<Руслана и Людмилы>>
Глинки. Марш звучит в третьей части Шестой симфонии Чайковского и в финале
Пятой симфонии Бетховена. Траурными маршами являются медленные части
Третьей симфонии Бетховена, его же фортепианной сонаты No 12 соч. 26,
фортепианной сонаты си-бемоль минор Шопена. Много маршей встречается среди
детских пьес для фортепиано. Например, в <<Детском альбоме>> Чайковского
есть и траурный марш -- <<Похороны куклы>> и <<Марш деревянных
солдатиков>>.

Часто в характере и ритме марша пишутся песни. В той же своей книге
Кабалевский, по аналогии с <<королем вальса>> Иоганном Штраусом, называет
королем маршей Исаака Осиповича Дунаевского и перечисляет написанные им
песни-марши: <<Марш энтузиастов>>, <<Марш физкультурников>>, <<Марш
юннатов>>, <<Весенний марш>>, <<Спортивный марш>>, <<Марш трактористов>>,
<<Марш краснофлотцев>>, <<Марш артиллеристов>>...

МЕДИАТОР. В рассказах о струнных щипковых инструментах часто встречаются
слова медиатор и плектр. Поэтому всем нужно знать, что это такое.

Страницы: «« « 29   30   31   32   33   34   35   36   37  38   39   40   41   42   43   44   45   46   47  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Михеева Л.В., Музыкальный словарь в рассказах