Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Михеева Л.В. - Музыкальный словарь в рассказах Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 75 Размер файла: 404 Кб Страницы: «« « 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 » »» начинает звучать коротенькая примитивная мелодия с однообразным ритмом. Она повторяется много раз и каждый раз -- все громче, у все большего количества инструментов. Она словно разрастается до гигантских размеров, создавая образ бездушной, бесчеловечной силы, которая надвигается, стремясь задавить, загубить все живое. Такого впечатления композитор добивается с помощью приема остинато. Этот прием использован и в <<Болеро>> Равеля, где неизменно повторяется одна тема лишь в другой оркестровке с усиливающейся звучностью. Итальянское слово <<остинато>> (ostinato) означает упрямый, упорный. В музыке так называют особый прием, при котором многократно повторяется один и тот же мелодический оборот или ритмическая фигура. С его помощью можно передать состояние тревожного ожидания, обрисовать комическую ситуацию и т. д. ПАРТИТУРА. Пьесы для рояля или аккордеона записывают на двух строчках: одна для правой руки, другая для левой. Произведения для голоса или какого-нибудь инструмента с фортепиано пишутся на трех строчках: верхняя для голоса, скрипки, виолончели и т. д., две нижние -- для рояля. [Image] СТРАНИЦА ПАРТИТУРЫ СЕДЬМОЙ СИМФОНИИ С. С. ПРОКОФЬЕВА Но вот музыку исполняет струнный квартет, оркестр или даже еще больший коллектив: оркестр, хор и несколько солистов. Как быть в таком случае? Нельзя же писать отдельные строчки для каждого исполнителя. Нельзя, да и не нужно. Ведь в каждом оркестре много одинаковых инструментов, например, скрипок или виолончелей, а в хоре -- одинаковых голосов. Для них достаточно одной нотной строчки. Если на нотных строчках написать одну под другой партии разных инструментов, получится то, что мы называем партитурой. На одной странице нотной бумаги в двадцать четыре -- тридцать строк записывается все, что играют вместе инструменты, поет хор. Понятно, что поместиться на такой странице могут лишь несколько тактов. В партитуре партии всех инструментов размещены в строгом порядке. Внизу -- строчки для струнных инструментов, над ними помещается группа ударных, выше -- медные духовые, еще выше -- деревянные. Если в исполнении участвуют хор и солисты, то строчки с их партиями размещаются под ударными, выше струнных инструментов. И внутри каждой группы места тоже строго распределены. Нижние строчки -- для самых низких инструментов группы: контрабасов у струнных, фагота -- у деревянных, тубы -- у медных. Чем выше строка, тем выше <<голос>> инструмента. ПАРТИЯ. Это слово вы и пишете, и говорите сами, наверное, очень часто. <<В магазин поступила большая партия новых товаров>>; <<Шахматист выиграл партию>>; <<Руководящая сила нашего общества -- Коммунистическая партия>>, -- в каждой из этих фраз слово <<партия>> имеет иное значение. И вам оно, конечно, понятно без объяснений. А как же в музыке? И в ней слово <<партия>> имеет не одно, а два различных значения. С одним вы, наверняка, сталкивались. Во время концерта объявляют: <<Партию фортепиано исполняет...>>; <<Партию Хозе в опере "Кармен" исполнил...>> и так далее. Партией в этом случае называется составная часть музыкального произведения, исполняемая одним музыкантом или несколькими -- в унисон. Так, любой струнный квартет (мы имеем в виду квартет -- произведение) состоит из партий первой скрипки, второй скрипки, альта и виолончели. В операх у каждого солиста своя партия. В романсе вы слышите партию голоса и партию фортепиано. Из партий басов, теноров, сопрано и альтов состоит и хоровое произведение. Но можно услышать и такую фразу: <<Главная партия этой сонаты мне очень понравилась, а вот побочная кажется не такой удачной>>. В данном случае слово <<партия>> обозначает один из разделов сонатной формы. Подробнее об этом значении вы можете прочесть в рассказах о сонате и об экспозиции. ПАССАЖ. Слушая игру выдающихся пианистов или скрипачей, вы, наверное, не раз восхищались их удивительной техникой. Вспомните: бывают в музыкальных произведениях эпизоды, где звуки несутся с огромной скоростью. Кажется, будто они рассыпаются как жемчуг или сливаются в один непрерывный поток. Такие места в музыке называются пассажами. Это слово часто встречается на страницах этой книжки. В переводе с французского passage означает проход, переход. Действительно, исполняя тот или иной пассаж, музыкант, во-первых, словно переходит в очень быстром темпе из одного регистра своего инструмента в другой, а во-вторых, пассажи часто служат и для перехода от одной музыкальной темы к следующей. Правда, в музыке XIX века и в наши дни пассажей, которые были бы просто <<переходами>>, осталось мало. Композиторы придают им все большую значительность, выразительность, мелодичность. Помните, как начинается <<Полет шмеля>> в опере Римского-Корсакова <<Сказка о царе Салтане>>? Стремительным <<свистящим>> пассажем композитор изображает догоняющего корабль шмеля. Но в этом <<свисте>> заключена мелодия. Насквозь пронизаны прекрасными мелодиями пассажи фортепианных сочинений Шопена. ПАССАКАЛЬЯ -- см. Вариации. ПАУЗА. О различных звуках, о свойствах музыкального звука вы, наверное, многое прочли на страницах этой книжки. Однако музыка, музыкальные произведения состоят не только из звуков. Очень важной их частью являются паузы. Греческое < Страницы: «« « 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |