Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Михеева Л.В. - Музыкальный словарь в рассказах

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 75
Размер файла: 404 Кб
Страницы: «« « 38   39   40   41   42   43   44   45   46  47   48   49   50   51   52   53   54   55   56  » »»

начинает звучать коротенькая примитивная мелодия с однообразным ритмом. Она
повторяется много раз и каждый раз -- все громче, у все большего количества
инструментов. Она словно разрастается до гигантских размеров, создавая
образ бездушной, бесчеловечной силы, которая надвигается, стремясь
задавить, загубить все живое. Такого впечатления композитор добивается с
помощью приема остинато. Этот прием использован и в <<Болеро>> Равеля, где
неизменно повторяется одна тема лишь в другой оркестровке с усиливающейся
звучностью.

Итальянское слово <<остинато>> (ostinato) означает упрямый, упорный. В
музыке так называют особый прием, при котором многократно повторяется один
и тот же мелодический оборот или ритмическая фигура. С его помощью можно
передать состояние тревожного ожидания, обрисовать комическую ситуацию и т.
д.  
ПАРТИТУРА. Пьесы для рояля или аккордеона записывают на двух строчках:
одна для правой руки, другая для левой. Произведения для голоса или
какого-нибудь инструмента с фортепиано пишутся на трех строчках: верхняя
для голоса, скрипки, виолончели и т. д., две нижние -- для рояля.

                                  [Image]
            СТРАНИЦА ПАРТИТУРЫ СЕДЬМОЙ СИМФОНИИ С. С. ПРОКОФЬЕВА

Но вот музыку исполняет струнный квартет, оркестр или даже еще больший
коллектив: оркестр, хор и несколько солистов. Как быть в таком случае?
Нельзя же писать отдельные строчки для каждого исполнителя.

Нельзя, да и не нужно. Ведь в каждом оркестре много одинаковых
инструментов, например, скрипок или виолончелей, а в хоре -- одинаковых
голосов. Для них достаточно одной нотной строчки.

Если на нотных строчках написать одну под другой партии разных
инструментов, получится то, что мы называем партитурой. На одной странице
нотной бумаги в двадцать четыре -- тридцать строк записывается все, что
играют вместе инструменты, поет хор. Понятно, что поместиться на такой
странице могут лишь несколько тактов.

В партитуре партии всех инструментов размещены в строгом порядке. Внизу --
строчки для струнных инструментов, над ними помещается группа ударных, выше
-- медные духовые, еще выше -- деревянные. Если в исполнении участвуют хор
и солисты, то строчки с их партиями размещаются под ударными, выше струнных
инструментов.

И внутри каждой группы места тоже строго распределены. Нижние строчки --
для самых низких инструментов группы: контрабасов у струнных, фагота -- у
деревянных, тубы -- у медных. Чем выше строка, тем выше <<голос>>
инструмента.

ПАРТИЯ. Это слово вы и пишете, и говорите сами, наверное, очень часто.
<<В магазин поступила большая партия новых товаров>>; <<Шахматист выиграл
партию>>; <<Руководящая сила нашего общества -- Коммунистическая партия>>,
-- в каждой из этих фраз слово <<партия>> имеет иное значение. И вам оно,
конечно, понятно без объяснений.

А как же в музыке?

И в ней слово <<партия>> имеет не одно, а два различных значения. С одним
вы, наверняка, сталкивались. Во время концерта объявляют: <<Партию
фортепиано исполняет...>>; <<Партию Хозе в опере "Кармен" исполнил...>> и
так далее. Партией в этом случае называется составная часть музыкального
произведения, исполняемая одним музыкантом или несколькими -- в унисон.
Так, любой струнный квартет (мы имеем в виду квартет -- произведение)
состоит из партий первой скрипки, второй скрипки, альта и виолончели. В
операх у каждого солиста своя партия. В романсе вы слышите партию голоса и
партию фортепиано.

Из партий басов, теноров, сопрано и альтов состоит и хоровое произведение.

Но можно услышать и такую фразу: <<Главная партия этой сонаты мне очень
понравилась, а вот побочная кажется не такой удачной>>. В данном случае
слово <<партия>> обозначает один из разделов сонатной формы. Подробнее об
этом значении вы можете прочесть в рассказах о сонате и об экспозиции.

ПАССАЖ. Слушая игру выдающихся пианистов или скрипачей, вы, наверное, не
раз восхищались их удивительной техникой. Вспомните: бывают в музыкальных
произведениях эпизоды, где звуки несутся с огромной скоростью. Кажется,
будто они рассыпаются как жемчуг или сливаются в один непрерывный поток.

Такие места в музыке называются пассажами. Это слово часто встречается на
страницах этой книжки. В переводе с французского passage означает проход,
переход. Действительно, исполняя тот или иной пассаж, музыкант, во-первых,
словно переходит в очень быстром темпе из одного регистра своего
инструмента в другой, а во-вторых, пассажи часто служат и для перехода от
одной музыкальной темы к следующей. Правда, в музыке XIX века и в наши дни
пассажей, которые были бы просто <<переходами>>, осталось мало. Композиторы
придают им все большую значительность, выразительность, мелодичность.
Помните, как начинается <<Полет шмеля>> в опере Римского-Корсакова <<Сказка
о царе Салтане>>? Стремительным <<свистящим>> пассажем композитор
изображает догоняющего корабль шмеля. Но в этом <<свисте>> заключена
мелодия. Насквозь пронизаны прекрасными мелодиями пассажи фортепианных
сочинений Шопена.

ПАССАКАЛЬЯ -- см. Вариации.

ПАУЗА. О различных звуках, о свойствах музыкального звука вы, наверное,
многое прочли на страницах этой книжки. Однако музыка, музыкальные
произведения состоят не только из звуков. Очень важной их частью являются
паузы.

Греческое <> означает прекращение, перерыв. Так называется

Страницы: «« « 38   39   40   41   42   43   44   45   46  47   48   49   50   51   52   53   54   55   56  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Михеева Л.В., Музыкальный словарь в рассказах