Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Михеева Л.В. - Музыкальный словарь в рассказах

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 75
Размер файла: 404 Кб
Страницы: «« « 46   47   48   49   50   51   52   53   54  55   56   57   58   59   60   61   62   63   64  » »»

жизнеутверждением, торжественным, победным или праздничным характером.

При общей схеме, симфонии разных композиторов очень сильно отличаются. Так,
если у Гайдна симфонии, в основном, безоблачные, радостные, и лишь в очень
немногих из созданных им 104-х произведений этого жанра появляются
серьезные или печальные тона, то симфонии Моцарта значительно более
индивидуальны. иногда воспринимаются как предшественники романтического
искусства.

Симфонии Бетховена насыщены образами борьбы. В них полно отразилось время
-- эпоха Великой французской революции, высокие, вдохновленные ею
гражданские идеи. Симфонии Бетховена -- это монументальные произведения, по
глубине содержания, по широте и силе обобщения не уступающие опере, драме,
роману. Они отличаются глубоким драматизмом, героикой, пафосом. Последняя
из бетховенских симфоний, Девятая, включает в себя хор, поющий восторженный
и величественный гимн <<Обнимитесь, миллионы>> на стихи оды Шиллера <<К
радости>>. Композитор рисует здесь грандиозную картину свободного,
радостного человечества, которое стремится ко всеобщему братству.

В одно время с Бетховеном, в той же Вене, жил другой замечательный
австрийский композитор, Франц Шуберт. Его симфонии звучат как лирические
поэмы, как глубоко личные, интимные высказывания. С Шубертом в европейскую
музыку, в жанр симфонии пришло новое течение -- романтизм.

Представители музыкального романтизма в симфонии -- Шуман, Мендельсон,
Берлиоз. Гектор Берлиоз, выдающийся французский композитор, первым создал
программную симфонию (посмотрите рассказ о программной музыке), написав для
нее поэтическую программу в виде новеллы о жизни артиста.

Симфония в России -- это прежде всего Чайковский. Его симфонические
сочинения -- волнующие, захватывающие повести о борьбе человека за жизнь,
за счастье. Но это и Бородин: его симфонии отличаются эпической широтой,
мощью, истинно русским размахом. Это Рахманинов, Скрябин и Глазунов,
создавший восемь симфоний -- прекрасных, светлых, уравновешенных.

В симфониях Д. Шостаковича воплощен XX век с его бурями, трагедиями и
свершениями. В них отражены события нашей истории и образы людей --
современников композитора, строящих, борющихся, ищущих, страдавших и
победивших. Симфонии С. Прокофьева отличаются эпической мудростью, глубоким
драматизмом, чистой и светлой лирикой, острой шуткой.

Любая симфония -- это целый мир. Мир художника, ее создавшего. Мир времени,
ее породившего. Слушая классические симфонии, мы становимся духовно богаче,
мы приобщаемся к сокровищам человеческого гения, равным по значению
трагедиям Шекспира, романам Толстого, стихам Пушкина, картинам Рафаэля.

Среди авторов советских симфоний Н. Мясковский, А. Хачатурян, Т. Хренников,
В. Салманов, Р. Щедрин, Б. Тищенко, Б. Чайковский, А. Тертерян, Г. Канчели,
А. Шнитке.

СКЕРЦО. Итальянское слово scherzo в переводе -- шутка. Издавна оно
привилось в музыке для обозначения ее характера -- живого, веселого,
шутливого. Бетховен ввел название скерцо для одной из средних частей
симфонии вместо традиционного ранее менуэта. А в середине XIX века
композиторы стали называть так и самостоятельные пьесы, причем не только
шутливые, но иногда и драматические или имеющие зловещий оттенок. Так,
широко известны скерцо Шопена -- фортепианные пьесы, отличающиеся
богатством образов, разнообразием содержания.

СКРИПИЧНЫЙ КЛЮЧ -- см. Ключ.

СКРИПКА. Королева оркестра -- скрипка -- самый распространенный струнный
смычковый инструмент. <<Она в музыке является столь же необходимым
инструментом, как в человеческом бытии хлеб насущный>>, говорили о ней
музыканты еще в XVII веке.

Скрипки делали во многих странах мира, но лучшие скрипичные мастера жили в
Италии, в городе Кремоне. Скрипки, сделанные кремонскими мастерами XVI --
XVIII веков Амати, Гварнери и Страдивари, до сих пор считаются
непревзойденными.

Свято хранили итальянцы секреты своего мастерства. Они умели делать звук
скрипок особенно певучим и нежным, похожим на человеческий голос.
Знаменитых итальянских скрипок сохранилось до нашего времени не так уж
много, но все они -- на строгом учете. Играют на них лучшие музыканты мира.

--- Table start-------------------------------------------------------------
[Image] | СКРИПКА |
--- Table end---------------------------------------------------------------


Корпус скрипки очень изящен: с плавными закруглениями, тонкой <<талией>>.
На верхней деке красивые, в виде f вырезы, которые так и называются -- эфы.
И размер, и форма корпуса, и все мельчайшие его детали, даже качество лака,
которым он покрыт, тщательно продуманы. Ведь все влияет на звук капризного
инструмента. К корпусу скрипки прикреплен гриф, который заканчивается
завитком. Перед завитком в желобке отверстия, в которые вставлены колки.
Они натягивают струны, с другой стороны плотно закрепленные у подгрифка. В
середине корпуса, приблизительно между эфами, на двух ножках стоит
подставка. Через нее проходят струны. Их четыре. Они носят название тех
звуков, на которые настроены: ми, ля, ре и соль или басок, считая от самой
высокой струны.

Общий диапазон скрипки -- от соль малой до соль четвертой октавы. Скрипач
изменяет высоту звука, прижимая струну к грифу пальцами левой руки. Чтобы
было удобно играть, он кладет скрипку на плечо и придерживает ее
подбородком. В правой руке он держит смычок, которым водит по струнам.

Смычок -- это тоже важная деталь. От него во многом зависит характер
звучания. Состоит смычок из трости или древка, на нижнем конце которого

Страницы: «« « 46   47   48   49   50   51   52   53   54  55   56   57   58   59   60   61   62   63   64  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Михеева Л.В., Музыкальный словарь в рассказах