<<Кроме того, я полагаю, что Карфаген должен быть разрушен>>. Эти слова
можно определить как неизменный рефрен всех его речей.
Что же такое рефрен (по-французски refrain -- припев)? Так принято называть
раздел музыкального произведения, который совершенно без всяких изменений
повторяется не меньше трех раз. Синоним рефрена -- припев в песне. Само же
слово <<рефрен>> применяется, как правило, по отношению к форме рондо,
которая ведет свое происхождение от куплетной песни.
Не нужно путать рефрен с репризой. Они похожи, но реприза, хотя и звучит
как повторение экспозиции, иногда является повторением неточным и, кроме
того, не образует трехкратного повторения.
РЕЧИТАТИВ -- cм. Опера.
РИТМ. Греческое слово <> означает мерное течение. Термин этот --
не только музыкальный. В нашей жизни все подчинено определенному ритму -- и
наступление времен года, и смена дня и ночи, и биение сердца. Очень трудно
дать этому понятию четкое определение. Недаром Маяковский сказал о
стихотворном ритме так: <<Ритм -- это основная сила, основная энергия
стиха. Объяснить его нельзя>>.
Музыкальный ритм -- это чередование и соотношение различных музыкальных
длительностей и акцентов. Ритм -- яркое выразительное средство. Часто
именно он определяет характер и даже жанр музыки. Благодаря ритму мы можем,
например, отличить марш от вальса, мазурку от польки. Для каждого из этих
жанров характерны определенные ритмические фигуры, которые повторяются в
течение всего произведения.
Очень большую роль ритм играет в джазовой музыке. Группа ударных
инструментов джаз-ансамбля часто восхищает любителей этого вида
музыкального искусства виртуозными ритмическими импровизациями.
РОГОВОЙ ОРКЕСТР. О многих разных оркестрах вы знаете. Симфонический и
эстрадный, духовой и народный... Они состоят из различных инструментов,
объединенных в однородные группы, обладают различными тембровыми красками в
зависимости от материала, из которого инструмент сделан, и от способа,
которым извлекается звук. Роговой оркестр -- совсем другой. Собственно, в
настоящем времени о нем говорить нельзя, так как таких оркестров
давным-давно не существует. Появились они в России с середины XVIII века,
существовали в течение примерно ста лет и состояли из однородных медных
духовых инструментов-рогов. Каждый рог издавал только один тон красивого,
звучного тембра. Поэтому в оркестре было очень много рогов различной
величины -- столько, чтобы из них составился звукоряд и можно было
исполнять музыку.
Играть в роговом оркестре было не только трудно, но даже мучительно.
Музыкант переставал быть человеком, а был как будто клавишей, на которую
нажимает капельмейстер: ведь он не мог сыграть никакой, даже самой
простенькой мелодии, а только один-единственный звук. Притом нужно было его
издавать абсолютно точно -- вовремя и указанной длительности. Конечно,
добровольно никто не хотел быть участником рогового оркестра, поэтому
состояли они исключительно из крепостных музыкантов и принадлежали знатным
вельможам, известным богачам. Так, в Петербурге в начале XIX века славился
роговой оркестр, принадлежащий К. С. Нарышкину.
РОЖОК -- см. Жалейка.
РОМАНС. Приходилось вам когда-нибудь слышать, как об одном из иностранных
языков говорят, что он относится к романским или к <<романской группе>>?
Если и приходилось, то вы, наверное, не могли подумать, что между этим
определением и музыкальным термином, обозначающим один из жанров вокальной
музыки, есть самая непосредственная связь.
Романс -- название, которое возникло от испанского слова <>, что и
значит романский, то есть исполняемый на <<романском>> (испанском) языке.
Появилось это название тогда, когда в Испании получили большое
распространение так называемые <<светские>> песни. В отличие от церковных
песнопений, которые в католических странах исполнялись всегда на латыни,
<<светские>> песни пели на испанском языке.
Романсы -- пьесы для голоса с инструментальным сопровождением --
распространились из Испании по всей Европе. Попали они и в Россию.
Разумеется, здесь они звучали не на испанском языке, но название
закрепилось. Сначала -- только за теми произведениями, которые имели не
русские (чаще всего французские) тексты. Пьесы, певшиеся с русскими
словами, назывались <<российские песни>>.
Со временем композиторы стали создавать романсы на стихи русских поэтов.
Наверное, многие из вас слышали замечательные романсы Глинки,
Даргомыжского, Бородина, Мусоргского, Чайковского и Римского-Корсакова,
Танеева и Рахманинова, Прокофьева и Свиридова -- эти подлинные жемчужины
камерного вокального искусства.
В романсе могут отражаться разные стороны жизни, отношение композитора к
происходящим событиям. Например, романс Даргомыжского <<Титулярный
советник>> -- сатирический рассказ. Другой его романс -- <<Старый капрал>>
-- драматическая сцена. А романс Прокофьева <<Болтунья>> на стихи Агнии
Барто -- шуточная зарисовка.
Бывают и романсы без слов. Их поет инструмент -- скрипка, рояль или
виолончель, -- как бы подражающий человеческому голосу. Такие
инструментальные романсы есть у Чайковского, Глазунова, Рахманинова, Глиэра
и других композиторов.
РОНДО. Одна из любимых пьес скрипичного репертуара -- <<Интродукция и
Рондо-каприччиозо>> Сен-Санса. У Бетховена есть шуточное фортепианное рондо
с программным названием <<Ярость по поводу потерянного гроша>>. Пьесы
Кабалевского для фортепиано <<Рондо-песню>>, <<Рондо-танец>> и
<<Рондо-токкату>> с удовольствием играют маленькие пианисты. Многие финалы