Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Михеева Л.В. - Музыкальный словарь в рассказах

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 75
Размер файла: 404 Кб
Страницы: «« « 35   36   37   38   39   40   41   42   43  44   45   46   47   48   49   50   51   52   53  » »»

<<Борис Годунов>> Мусоргского, <<Нос>> и <<Катерина Измайлова>> Д.
Шостаковича, <<Война и мир>> и <<Повесть о настоящем человеке>> С.
Прокофьева, <<Тихий Дон>> и <<Поднятая целина>> И. Дзержинского, <<Кола
Брюньон>> и <<Семья Тараса>> Кабалевского -- много на свете опер, в основе
которых лежат хорошо известные романы, повести, драматические пьесы...

Партитура готовой оперы передается в театр. Над ней работает дирижер, свои
партии разучивают солисты и хор, режиссер осуществляет постановку,
художники пишут декорации. Только в результате общего труда всех этих людей
возникает оперный спектакль.

ОПЕРЕТТА. Оперетта -- итальянское слово (operetta) и означает буквально
-- маленькая опера. Становление оперетты связано с Францией второй половины
50-х годов прошлого века.

Оперетта возникла из театральных интермедий -- коротеньких представлений,
которые шли в антрактах крупных пьес, из злободневных спектаклей-обозрений.
Во Франции она стала зеркалом общественной жизни, обличающим пороки,
высмеивающим недостатки.

Лучшие французские оперетты связаны с именем композитора Жака Оффенбаха.
Это <<Орфей в аду>>, <<Прекрасная Елена>>, <<Синяя борода>> и др. Сюжеты
оперетт, казалось бы столь далекие от действительности, -- мифические и
сказочные, -- неожиданно оказывались очень современными. Действующие лица
их были всем весьма хорошо знакомы, с ними зрители встречались чуть ли не
каждый день. Они только рядились в костюмы богов и героев. Орфей у
Оффенбаха из мифологического певца превращался во влюбленного учителя
музыки, а боги оказывались не всемогущими, а, напротив, беспомощными и
смешными...

Содержание оперетт часто было пародийным. А музыка? Музыка всегда
оказывалась веселой и увлекательной. Оффенбах включал в оперетту песенки,
марши, танцы -- кадрили, галопы, вальсы, болеро...

В оперетте не только пели, но и говорили. При этом в тексте часто
встречались реплики на злобу дня, намеки на происходящие, волнующие всех
события.

Несколько другой стала оперетта в Австрии, в Вене. Она так и называется --
венская оперетта. Наверное, вы слышали оперетты Иоганна Штрауса-сына
<<Летучая мышь>>, <<Цыганский барон>>. Они напоены чудесными мелодиями.
Говорили, что благодаря Штраусу оперетта стала легкой, жизнерадостной,
остроумной, нарядно приодетой и ярко звучащей музыкальной комедией.

Традиции Штрауса продолжил венгерский композитор Имре Кальман, написавший
такие известные оперетты, как <<Сильва>>, <<Марица>>, <<Принцесса цирка>>.

Много оперетт, или, как их у нас чаще называют, музыкальных комедий,
создано советскими композиторами. В 20-е годы в этом жанре работал Н.
Стрельников. По его оперетте <<Холопка>> поставлен кинофильм <<Крепостная
актриса>>. В театрах Советского Союза идут лучшие оперетты И. Дунаевского
<<Золотая долина>>, <<Вольный ветер>>, <<Белая акация>>.

К жанру оперетты обращались Б. Александров, Ю. Милютин, Д. Шостакович, Д.
Кабалевский, Т. Хренников, А. Петров, А. Эшпай, В. Баснер, Р. Гаджиев и
многие другие композиторы.

Сейчас, в наши дни, все большее распространение получает разновидность
оперетты, называемая мюзикл. Наиболее известные из зарубежных мюзиклов --
<<Моя прекрасная леди>> Ф. Лоу и <<Вестсайдская история>> Л. Бернстайна.

ОРАТОРИЯ. <<Тополи, тополи, скорей идите во поле...>> Слушая эту звонкую
песенку пионеров из оратории Шостаковича <<Песнь о лесах>>, трудно
поверить, что жанр оратории зародился в церкви.

Это было в Риме, в конце XVI века, когда верующие католики стали собираться
в специальных помещениях при церкви -- ораториях (от латинского oratoria --
красноречие) -- для чтения и толкования библии. Обязательным участником
таких собраний была музыка, которая сопровождала проповеди и чтение. Так
возникли особые духовные произведения повествовательного склада для
солистов, хора и инструментального ансамбля -- оратории.

В XVIII веке появляется светская оратория, то есть не церковная, а
предназначенная для концертного исполнения. Ее создал великий немецкий
композитор Георг Фридрих Гендель. Героические оратории Генделя, написанные
на библейские сюжеты, нередко звучат и в наши дни.

В те же годы расцветает и близкий оратории жанр -- кантата. Когда-то этим
словом обозначали любое произведение для пения с инструментальным
сопровождением (cantare в переводе с итальянского -- петь). В XVII веке
кантата -- концертная вокальная пьеса лирического характера, состоящая из
арий и речитативов. Она исполнялась певцами-солистами или хором в
сопровождении оркестра. Вскоре появляются духовные кантаты философского или
назидательного содержания, а также кантаты приветственные, поздравительные.
Много замечательных кантат написал великий немецкий композитор Иоганн
Себастьян Бах.

В прошлом столетии жанр кантаты привлек русских композиторов. Постарайтесь
послушать торжественную кантату Чайковского <<Москва>> для солистов, хора и
оркестра или поэтичную кантату Рахманинова <<Весна>>, написанную на текст
известного стихотворения Некрасова <<Зеленый шум>>.

Новую жизнь кантате и оратории дали советские композиторы. В их творчестве
уменьшаются различия между этими двумя жанрами, существовавшие в прошлом.

Раньше оратория, подобно опере, сочинялась на какой-либо драматический
сюжет. В кантате, как правило, такого сюжета не было, она воплощала ту или
иную мысль, идею. Например, кантата Глазунова написана к 100-летию со дня
рождения Пушкина. Теперь же часто встречаются сюжетные кантаты (например,
<<Александр Невский>> Прокофьева) и несюжетные оратории (как <<Песнь о

Страницы: «« « 35   36   37   38   39   40   41   42   43  44   45   46   47   48   49   50   51   52   53  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Михеева Л.В., Музыкальный словарь в рассказах