Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Михеева Л.В. - Музыкальный словарь в рассказах

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 75
Размер файла: 404 Кб
Страницы: «« « 32   33   34   35   36   37   38   39   40  41   42   43   44   45   46   47   48   49   50  » »»

Конечно, каждое музыкальное произведение обладает своими неповторимыми
чертами. Но все же на протяжении нескольких веков развития европейской
музыки сложились определенные закономерности, принципы, по которым строятся
отдельные типы произведений.

С одной из музыкальных форм вы все, без сомнения, очень хорошо знакомы. Это
куплетная форма, в которой пишутся песни (ей посвящен рассказ о слове
<<куплет>>). Сходна с ней ведущая от нее свое происхождение старинная форма
рондо. Основаны они на двух (или -- в рондо -- нескольких) различных
тематических материалах. Форма в таких случаях строится на сопоставлении,
развитии, а иногда и столкновении этих часто контрастных, а порою даже
конфликтных тем.

Распространены в музыкальной практике также трехчастная и двухчастная
формы. Трехчастная строится по схеме, которую принято изображать буквами
так: АВА. Это означает, что начальный эпизод в конце, после контрастного
ему среднего эпизода, повторяется. В этой форме пишутся средние части
симфоний и сонат, части сюит, различные инструментальные пьесы, например,
многие ноктюрны, прелюдии и мазурки Шопена, песни без слов Мендельсона,
романсы русских и зарубежных композиторов.

Двухчастная форма распространена меньше, так как имеет оттенок
незавершенности, сопоставления, словно бы <<без вывода>>, без итога. Схема
ее: АВ.

Существуют и музыкальные формы, основанные на одной только теме. Это,
прежде всего, вариации, которые точнее можно назвать темой с вариациями
(вариациям тоже посвящен отдельный рассказ в этой книжке). Кроме того, на
одной теме построены многие формы полифонической музыки, такие как фуга,
канон, инвенция, чакона и пассакалья. С ними вас знакомят рассказы
<<полифония>>, <<фуга>>, <<вариации>>.

Встречается в музыке и так называемая свободная форма, то есть композиция,
не связанная с установившимися типовыми музыкальными формами. Чаще всего
композиторы обращаются к свободной форме при создании программных
произведений (далее вы сможете прочесть, что такое программная музыка), а
также при сочинении всевозможных фантазий и попурри на заимствованные темы.
Правда, часто и в свободных формах присутствуют черты трехчастности --
наиболее распространенной из всех музыкальных построений.

Не случайно и самая сложная, высшая из всех музыкальных форм -- сонатная --
в основе своей также трехчастна. Ее главные разделы -- экспозиция,
разработка и реприза -- образуют сложную трехчастность -- симметричное и
логически завершенное построение. Об этом вы прочтете в рассказе,
посвященном сонате.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ -- см. Слух.

МУЗЫКОВЕД. Вечером по телевидению транслируют оперу. До начала спектакля
вы слушаете пояснительное слово, в котором рассказывается история создания
произведения, раскрываются его особенности.

Вы хотите узнать побольше о композиторе, музыка которого вам очень
нравится. В библиотеке вам дают книжку о нем.

Состоялась премьера музыкального спектакля. В газетах и журналах появляются
на него рецензии.

В концертном зале, перед началом вечера симфонической музыки, слушатели
покупают программы. В них вложена аннотация -- рассказ о музыке, которую
предстоит услышать.

В музыкальных школах, кроме занятий по специальности, то есть обучения игре
на том или другом инструменте, существуют еще уроки сольфеджио и
музыкальной литературы.

Если вам непонятно значение какого-то музыкального термина или нужно узнать
что-либо, относящееся к музыке, вы берете музыкальный словарь или
энциклопедию...

Во всех этих случаях вы сталкиваетесь с одной из сторон деятельности
музыковеда.

Специалисты-музыковеды получают образование в консерватории, на
теоретико-композиторском факультете.

Там они получают знания по истории русской, советской и зарубежной музыки,
гармонии, полифонии, инструментовке, анализу музыкальных форм, получают
педагогическую, лекторскую практику, обучаются основам редактирования.

Музыковеды -- это ученые, авторы исследований о творчестве композиторов, о
той или иной эпохе в развитии музыкальной культуры, о различных средствах
музыкальной выразительности.

Музыковеды -- это и многочисленные педагоги всех уровней, от профессоров
консерватории, авторов учебников по истории музыки, музыкальной литературе,
гармонии и т. д. до преподавателей музыкальных школ, руководителей
музыкальных кружков.

Музыковеды работают в архивах и в музеях, редактируют книги о музыке и
ноты; подготавливают музыкальные радиопередачи и программы концертов; пишут
критические статьи. Это очень интересная, многосторонняя профессия,
требующая больших и разнообразных знаний, умения разбираться и в музыке
прошлого, и в музыкальных событиях и явлениях современности, умения хорошо
и свободно владеть словом, выражать свои мысли устно и в письменной форме
и, конечно, свободного владения роялем, без которого настоящий профессионал
просто немыслим.

Советское музыковедение знает имена многих выдающихся музыкальных ученых.
Есть среди них даже академик Б. Асафьев, которому принадлежит много книг и

Страницы: «« « 32   33   34   35   36   37   38   39   40  41   42   43   44   45   46   47   48   49   50  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Михеева Л.В., Музыкальный словарь в рассказах