Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Михеева Л.В. - Музыкальный словарь в рассказах Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 75 Размер файла: 404 Кб Страницы: «« « 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 » »» Голос этот встречается редко, да и композиторы используют его тоже не часто. Нередко к нему обращался Чайковский. Так, он написал для контральто партию Ольги в <<Евгении Онегине>> и Полины в <<Пиковой даме>>. В некоторых операх контральто исполняет партии юношей. Так, специально для великолепной певицы-контральто Воробьевой-Петровой Глинка создал партию Вани -- приемного сына Сусанина -- в опере <<Иван Сусанин>>, а также молодого хазарского хана Ратмира в <<Руслане и Людмиле>>. Римский-Корсаков поручил контральто партию гусляра Нежаты в <<Садко>> и пастуха-певца Леля в <<Снегурочке>>. Песни Леля, пожалуй, наиболее популярны среди контральтового репертуара, особенно третья: <<Туча со громом сговаривалась...>>. Иногда, если в театре нет певицы-контральто, эти партии поручают голосу, наиболее близкому к нему -- меццо-сопрано. Диапазон контральто от фа малой октавы до фа второй октавы. КОНТРАФАГОТ -- см. Фагот. КОНЦЕРТ. Вы включаете радио и слышите: <<Передаем концерт по заявкам. Чайковский. Первый Концерт для фортепиано с оркестром>>. Слово концерт было произнесено два раза, но с разным значением. Каково же оно в каждом случае? Латинское concertare означает состязаться. Итальянское concerto -- согласие. В музыке концертом стали называть произведение, в исполнении которого участвуют солист и оркестр. Они как бы состязаются друг с другом: виртуозная партия солиста противопоставлена красочному звучанию оркестра. Как правило, инструментальные концерты состоят из трех частей и создаются по тому же принципу, что и сонаты (в рассказе о сонате вы можете прочесть об этом подробнее). Встречаются также концерты, состоящие из большего количества частей, бывают они и одночастными. Множество концертов написано для рояля, скрипки, виолончели с оркестром. Есть концерты и для других инструментов -- для духовых, для баяна, домры и т. д. Вы могли услышать и концерт для голоса с оркестром. Его написал советский композитор Рейнгольд Морицевич Глиэр. Иногда композиторы пишут концерты не для одного, а для двух или трех солирующих инструментов. Тогда концерт так и называется: двойной идя тройной... Что же касается другого значения термина концерт, то оно означает публичное исполнение музыкальных произведений, на котором присутствует публика. Так же называют, кроме того, исполнение музыкальных произведений по радио и телевидению, хотя передачи там часто ведутся из студий, в которых никакой публики не бывает. Концерты могут быть разные: симфонические и камерные, хоровые и эстрадные, сольные и смешанные. КОНЦЕРТМЕЙСТЕР. Слово концертмейстер, такое похожее на два других, о которых вы можете прочесть на страницах этой книжки -- капельмейстер и хормейстер -- также состоит из двух слов: концерт и мастер (по-немецки meister). Имеет оно два значения. В оркестре так называется самый лучший из музыкантов какой-либо группы оркестра, который словно ведет за собой участников этой группы. Если в симфоническом произведении встречается сольный эпизод для какого-то инструмента, то исполняет его именно концертмейстер. Концертмейстер главной группы симфонического оркестра -- группы первых скрипок -- считается концертмейстером всего оркестра. Это положение очень ответственное и почетное. Концертмейстер -- первый помощник дирижера, его правая рука. Обычно, когда после исполнения какого-то произведения дирижеру аплодирует публика, он, деля свой успех со всем оркестром, обращается к концертмейстеру отдельно, пожимает ему руку, благодаря за помощь. Бывают случаи, когда концертмейстер оркестра даже заменяет внезапно заболевшего дирижера за пультом. А еще концертмейстером называют пианиста, который работает с учащимися -- скрипачами, вокалистами, виолончелистами и т. д. Такой концертмейстер -- помощник педагога -- руководит ими, помогает разучивать свои партии, находить верную трактовку произведения. Несколько иная роль у концертмейстеров, которые аккомпанируют певцам и инструменталистам -- мастерам своего дела. Здесь они выступают как равноправные участники единого ансамбля. КОРНЕТ. Все дети, играющие на рояле, знают <<Неаполитанскую песенку>> из <<Детского альбома>> Чайковского. Эту музыку композитор поместил и в балет <<Лебединое озеро>>. Только там под нее танцуют, и называется она <<Неаполитанский танец>>. Мелодию танца играет медный духовой инструмент корнет. Корнет звучанием напоминает трубу и имеет такой же диапазон. Он более виртуозен, чем труба, но звук его слабее. --- Table start------------------------------------------------------------- [Image] | КОРНЕТ С ПОРШНЕВЫМ МЕХАНИЗМОМ | --- Table end--------------------------------------------------------------- Корнет играет главную роль в духовом оркестре. В симфоническом он встречается реже. Кроме соло в <<Лебедином озере>>, Чайковский поручил двум корнетам, играющим в терцию, нежную мелодию в <<Итальянском каприччио>>. КСИЛОФОН. В 1874 году французский композитор Сен-Санс написал произведение, названное им <<Пляска смерти>>. Когда ее исполняли в первый раз, некоторых слушателей охватил ужас: они услышали стук костей, как будто Страницы: «« « 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |