Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Михеева Л.В. - Музыкальный словарь в рассказах

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 75
Размер файла: 404 Кб
Страницы: «« « 28   29   30   31   32   33   34   35   36  37   38   39   40   41   42   43   44   45   46  » »»

--- Table start-------------------------------------------------------------
[Image] | ОРФЕЙ, ИГРАЮЩИЙ НА ЛИРЕ. РИСУНОК С ГРЕЧЕСКОЙ ВАЗЫ, V В. ДО Н. Э.
|
--- Table end---------------------------------------------------------------


Лира -- прародительница многих других струнных инструментов, но до нашего
времени она дожила лишь в своих изображениях. Название же это было
распространено на Украине и в Белоруссии, начиная с XVII века, но
относилось к другому инструменту.

Крестьянская или колесная лира -- небольшой клавишный инструмент.
Исполнитель одной рукой нажимал клавиши, играя мелодию, а другой крутил
колесико, которое, задевая струны, создавало неизменный аккомпанемент. С
колесными лирами бродили по дорогам странствующие, часто слепые, музыканты
-- лирники.

--- Table start-------------------------------------------------------------
[Image] | КРЕСТЬЯНСКАЯ, КОЛЕСНАЯ ЛИРА |
--- Table end---------------------------------------------------------------


ЛИТАВРЫ. У многих народов издавна известны инструменты, состоящие из
полого сосуда, отверстие которого затянуто кожей. Такие инструменты
встречаются в Индии, в Африке, в Китае, у славянских народов. Именно от них
произошли современные литавры, занимающие почетное место среди ударных
инструментов симфонического оркестра.

Литавры появились в оркестре первыми из ударных, еще в XVII веке. Это
большие медные котлы, верх которых затянут кожей. С помощью винтов
натяжение кожи можно изменять, и тогда звук становится выше или ниже.

--- Table start-------------------------------------------------------------
[Image] | ЛИТАВРЫ |
--- Table end---------------------------------------------------------------


Играют на литаврах палочками, обтянутыми войлоком. Каждая литавра может
издавать только один звук, -- тот, на который ее настроили. Перестраивать
литавру долго и сложно. Поэтому в оркестре бывает две или три литавры
разных размеров с разной настройкой. Современные композиторы используют
четыре, иногда даже пять литавр.

Звучность литавр может быть очень разнообразной: от подражания раскатам
грома до тихого, еле уловимого шороха или гула. Отдельные удары литавр
поддерживают низкие, басовые голоса оркестра. А иногда литаврам поручают
даже мелодии, конечно, несложные, состоящие из трех-четырех звуков.

ЛОЖКИ. Кажется, нечего этому слову делать в музыкальном словаре. Тем не
менее, попал он сюда по праву. Это русский народный музыкальный инструмент,
похожий, в сущности, на кастаньеты. Он состоит из двух обычных деревянных
ложек. Их ударяют одна о другую выпуклыми сторонами, и получается четкий,
звонкий звук. Раньше к ручкам ложек привязывали маленькие бубенчики.

Применяют их в оркестрах народных инструментов. А иногда организуют и
самостоятельные ансамбли и даже целые оркестры ложкарей.

--- Table start-------------------------------------------------------------
[Image] | [Image] |
----------------------------------------------------------------------------
ЛОЖКИ С БУБЕНЧИКАМИ | СКОМОРОХИ. РУССКИЙ ЛУБОК XVIII В.
СКОМОРОХ, ЕДУЩИЙ НА КОЗЛЕ, ИГРАЕТ НА ЛОЖКАХ |
--- Table end---------------------------------------------------------------


ЛЮТНЯ. <<Самый важный и самый интересный в музыкально-историческом
отношении инструмент>>, -- так говорят о лютне многие музыканты,
интересующиеся историей музыкальных инструментов.

Лютня была распространена во всем древнем мире -- в Месопотамии, Индии и
Китае, в Египте и Ассирии, в Древней Греции и Риме, у персов и арабов.
Арабы считали лютню самым совершенным из всех музыкальных инструментов и
называли ее королевой инструментов. Именно через арабов лютня попала в
Европу: она появилась в Испании в VIII веке, когда ее завоевали мавры. С
течением времени из Испании лютня проникла в Италию, Францию, Германию и
другие страны. Много веков продолжалось ее господство в музыкальной жизни.
В XV -- XVII веках она звучала повсюду. Использовали ее и как сольный
инструмент, и для сопровождения. Лютни больших размеров звучали в ансамблях
и даже в оркестрах.

--- Table start-------------------------------------------------------------
[Image] | [Image]
ЛЮТНЯ |
----------------------------------------------------------------------------
ЛЮТНИСТ (СПРАВА) И АРФИСТКА.
РИСУНОК С ГРАВЮРЫ НИДЕРЛАНДСКОГО ХУДОЖНИКА ИЗРАЕЛЯ ВАН МЕКЕНЕМА.
КОНЕЦ XV В. |
--- Table end---------------------------------------------------------------


Постепенно ей пришлось уступить свое место смычковым инструментам: они
обладали более мощным и ярким звуком. А в домашнем музицировании лютню
вытеснила гитара.

Если вы когда-нибудь видели репродукцию картины Караваджо <<Лютнист>>, то
представляете себе, как выглядит этот инструмент. Корпус, напоминающий
половину дыни или панцырь черепахи, довольно большой по размеру, широкий
гриф с колками для натяжения струн. Нижняя дека, то есть выпуклая часть
корпуса, для красоты часто проложена кусочками черного дерева или слоновой

Страницы: «« « 28   29   30   31   32   33   34   35   36  37   38   39   40   41   42   43   44   45   46  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Михеева Л.В., Музыкальный словарь в рассказах