Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Михеева Л.В. - Музыкальный словарь в рассказах

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 75
Размер файла: 404 Кб
Страницы: «« « 23   24   25   26   27   28   29   30   31  32   33   34   35   36   37   38   39   40   41  » »»

конкурс Маргариты Лонг и Жака Тибо во Франции: в нем принимают участие
пианисты и скрипачи в память выдающихся музыкантов пианистки Лонг и
скрипача Тибо. Или конкурс имени Фридерика Шопена в Варшаве -- для
пианистов. Но самый представительный, самый ответственный и почетный,
безусловно, конкурс имени П. И. Чайковского, который проводится каждые
четыре года в Москве. Первый конкурс имени П. И. Чайковского состоялся в
1958 году. Его победителями стали американский пианист Ван Клиберн и
советский скрипач Валерий Климов. Теперь в этом конкурсе принимают участие
не только пианисты и скрипачи, но и виолончелисты и певцы.

КОНСЕРВАТОРИЯ. В 1537 году в Неаполе открылся приют для сирот и
беспризорных. В нем детей кормили, одевали и обучали различным ремеслам, а
также пению: многочисленным храмам Италии требовалось множество певчих для
церковных хоров.

Это заведение, которое на русском языке принято называть приютом,
по-итальянски определялось словом conservatorio от латинского слова
conservare -- охранять, сохранять.

На протяжении XVI и XVII веков в Италии было открыто много таких приютов.
Постепенно преподавание музыки стало занимать в них основное место, и
название консерватория, потеряв свой первоначальный смысл, стало означать
музыкальное учебное заведение.

В нашей стране первая консерватория открылась в 1862 году в Петербурге. Ее
основателем был Антон Григорьевич Рубинштейн -- прекрасный композитор и
пианист, выдающийся неутомимый пропагандист музыкальной культуры,
музыкальных знаний.

Одним из первых учеников Петербургской консерватории стал Петр Ильич
Чайковский. По окончании ее он был приглашен в качестве профессора в
основанную в 1866 году Московскую консерваторию. Оба этих старейших
музыкальных учебных заведения дали России много превосходных музыкантов
различных специальностей.

До Великой Октябрьской социалистической революции в консерватории принимали
учеников разного возраста. Рядом с бородатыми молодыми людьми можно было
встретить мальчиков в коротких штанишках, девочек с косичками. Например, на
одном курсе уже в начале XX века учились гениально одаренный мальчик Сережа
Прокофьев и успевший получить специальность военного инженера Николай
Яковлевич Мясковский, впоследствии один из крупнейших советских
композиторов-симфонистов.

Для поступления в консерваторию тогда требовалось наличие музыкальной
одаренности и, разумеется, определенный уровень профессиональной
подготовки. Взрослые ученики (студентами их тогда не называли) часто
совмещали музыкальные занятия с обучением в университете или службой. Для
младших существовали так называемые научные классы, в которых ученики
получали общее образование, примерно такое же, какое давала гимназия.

Это положение сохранялось и некоторое время после революции. Так, Дмитрий
Дмитриевич Шостакович поступил в консерваторию в 1919 году, когда ему было
всего тринадцать лет. Однако уже в середине 20-х годов система обучения в
консерваториях изменилась. С тех пор и поныне консерватория -- высшее
музыкальное учебное заведение, куда принимают лишь тех, кто имеет среднее
образование.

Выпускают консерватории музыкантов-инструменталистов, певцов, дирижеров, а
также композиторов и музыковедов. Срок обучения на любом из факультетов --
пять лет. Наиболее одаренные студенты, имеющие склонность к
научно-творческой деятельности, остаются в аспирантуре, которая имеется при
нескольких крупнейших консерваториях Советского Союза. А всего их в нашей
стране -- более двадцати пяти.

КОНТРАБАС. Самый низкий по звучанию среди струнных смычковых
инструментов, контрабас играет очень важную роль в симфоническом оркестре.
Это своего рода музыкальный фундамент, на который опирается звучание всех
остальных инструментов.

Диапазон контрабаса -- от ми контроктавы до соль первой октавы. Чтобы не
писать слишком много добавочных линеек, условились записывать партию
контрабаса октавой выше его подлинного звучания.

--- Table start-------------------------------------------------------------
КОНТРАБАС | [Image] |
--- Table end---------------------------------------------------------------


Как сольный инструмент контрабас выступает редко. На нем очень трудно
добиться остроты и точности интонации, так как он слишком большой и
громоздкий. Играть на нем приходится стоя или сидя на специальном очень
высоком табурете, а для того, чтобы заставить вибрировать его струны,
приходится приложить немалые усилия.

Тем не менее некоторые контрабасисты достигают настоящей виртуозности и
играют сложные пьесы, часто -- написанные для виолончели. Таким
контрабасистом-виртуозом был Сергей Кусевицкий, прославившийся как
выдающийся дирижер.

Среди советских контрабасистов наибольшей известностью пользуются имена И.
Ф. Гертовича -- первого советского контрабасиста-солиста, а из молодых
музыкантов -- Александра Михно, лауреата Международного конкурса
контрабасистов, и Михаила Кикшоева, лауреата Всесоюзного конкурса.

Контрабасы популярны в эстрадных оркестрах и ансамблях. Там, как правило,
на них играют щипком -- пиццикато.

КОНТРАЛЬТО. Так называется самый низкий женский голос глубокого грудного
бархатистого тембра. Раньше он назывался альтом, по аналогии со струнным
инструментом.

Страницы: «« « 23   24   25   26   27   28   29   30   31  32   33   34   35   36   37   38   39   40   41  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Михеева Л.В., Музыкальный словарь в рассказах