Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Михеева Л.В. - Музыкальный словарь в рассказах Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 75 Размер файла: 404 Кб Страницы: «« « 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 » »» металлической или деревянной трубки. Звуки различаются между собой по высоте; по длительности, то есть протяженности, продолжительности звучания; по тембру -- специфической окраске, которая зависит от материала, величины и формы инструмента, от способа звукоизвлечения; и, наконец, по динамике, то есть силе звучания. Обо всех этих свойствах вы можете прочесть в рассказах <<Высота звука>>, <<Длительность>>, <<Тембр>> и <<Динамические оттенки>>. Звуков неизмеримо много, но в музыке может быть применено сравнительно ограниченное количество. Возникают эти ограничения как из-за свойств самих звуков, так и из-за особенностей человеческого восприятия. Так, например, чересчур высокие или чересчур низкие звуки наше ухо не воспринимает. Это так называемые ультразвук и инфразвук. Они применяются человеком. Ультразвуком лечат; инфразвук действует на психику: вызывает чувство страха. Другими словами, мы их воспринимаем, но не в качестве звука. Или ограничения в длительности: самым коротким может быть звук, который человек все же способен издать или извлечь из инструмента, а вот протяженность его не может быть чрезмерной. Есть границы и для динамики: чересчур сильный звук перестает быть эстетической категорией. Он может даже причинить настоящую физическую боль, не говоря уже об отрицательном воздействии на психику. Кстати, поэтому вредно распространившееся в последние годы увлечение слишком громкими звучаниями. Не следует включать на полную мощность магнитофон, проигрыватель или радиоприемник. Самое меньшее, к чему это приведет -- ухудшение слуха, частичная глухота. В XX веке появились особые виды музыки -- так называемая конкретная и электронная музыка. В конкретной музыке используются немузыкальные звуки, такие, как шорохи, различные шумы и стуки, визг пилы и прочие, которые композитор организует по своему усмотрению. В электронной музыке слышны звуки, возникающие или преобразованные при помощи различных приборов. И тот и другой виды музыки часто применяют в кинофильмах. Особенно любят композиторы использовать электронные звучания в фантастических фильмах. ЗУРНА. Этот древний инструмент, предшественник гобоя, и сейчас широко известен в Армении и Грузии, Азербайджане и Дагестане, в Узбекистане и Таджикистане. [Image] ЗУРНА Зурна -- деревянная трубка с раструбом и несколькими отверстиями на боковых стенках. Диапазон ее звучания невелик -- около полутора октав, а тембр яркий и пронзительный. Поэтому играют на зурне обычно на открытом воздухе, сопровождая народные танцы. Как правило, один зурначи (так называют исполнителя на зурне) играет мелодию, а другой вторит ему долгими протяжными звуками. Есть в этом ансамбле и третий музыкант: он выбивает сложный, прихотливый ритм на ударном инструменте. ИМИТАЦИЯ. Это латинское слово (imitatio) означает подражание. Имитировать -- значит подражать. В искусстве, да и в жизни, имитация встречается очень часто. Почти каждый человек умеет имитировать манеру разговора, жесты и мимику других людей, пение птиц, голоса животных. В некоторых видах искусства -- в театре, в кино, в радиопередачах и телеспектаклях часто приходится изображать -- имитировать -- шум дождя, свист ветра, удары грома, гул морского прибоя и другие звуки. В музыке термин <<имитация>> означает особый прием развития. Им принято называть повторение мелодии, которая только что прозвучала в другом голосе или у другого инструмента. Чаще всего имитация встречается в произведениях полифонического склада (термины <<полифония>> и <<гомофония>> объясняются в рассказе о многоголосии). Если вам приходилось слушать фуги Баха или Шостаковича, то вы, наверное, заметили, что начинается фуга одноголосно. Затем мелодию, исполненную первым голосом, повторяет второй -- от другого звука. Далее с той же мелодией вступает третий, а затем и четвертый голос. Имитация встречается и в гомофонной музыке, однако если в полифонической она -- основной и совершенно непременный прием сочетания голосов, то в музыке гомофонно-гармонического склада она используется лишь изредка. ИМПРОВИЗАЦИЯ. Обычно композитор, сочиняя какое-нибудь произведение, предварительно обдумывает его, делает наброски, а потом уже записывает сочинение на нотной бумаге, тщательно отделывая каждую деталь. Но бывает и так: музыкант садится за рояль, берет несколько несвязных аккордов, а затем, словно размышляя, начинает играть. Звучат пассажи, возникают и исчезают мелодии, вновь сменяясь разливами пассажей... Спросите этого музыканта, что он играл, и он ответит: да так, ничего, просто импровизировал. Латинское слово improvisus означает -- непредвиденный. Импровизировать -- значит играть, одновременно сочиняя, или, вернее, сочинять без предварительной подготовки, тут же исполняя сочиненное. Бывают импровизаторы не только музыканты, но и поэты. Об одном из поэтов-импровизаторов рассказывает Пушкин в оставшейся незаконченной повести <<Египетские ночи>>. В старину искусство музыкальной импровизации было развито очень широко. Каждый музыкант, выступая в концерте, должен был импровизировать по заказу публики произведение в определенной форме -- вариаций, фуги, сонаты, на тему, предложенную кем-нибудь из присутствовавших. Рассказывают такой случай. В XVII и XVIII веках было принято устраивать состязания между исполнителями. И вот, осенью 1717 года в Дрезден приехал весьма модный французский органист, клавесинист и композитор Луи Маршан. Туда же вызвали Иоганна Себастьяна Баха, в то время еще мало кому Страницы: «« « 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |