Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Михеева Л.В. - Музыкальный словарь в рассказах

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 75
Размер файла: 404 Кб
Страницы: «« « 14   15   16   17   18   19   20   21   22  23   24   25   26   27   28   29   30   31   32  » »»

металлической или деревянной трубки.

Звуки различаются между собой по высоте; по длительности, то есть
протяженности, продолжительности звучания; по тембру -- специфической
окраске, которая зависит от материала, величины и формы инструмента, от
способа звукоизвлечения; и, наконец, по динамике, то есть силе звучания.
Обо всех этих свойствах вы можете прочесть в рассказах <<Высота звука>>,
<<Длительность>>, <<Тембр>> и <<Динамические оттенки>>.

Звуков неизмеримо много, но в музыке может быть применено сравнительно
ограниченное количество. Возникают эти ограничения как из-за свойств самих
звуков, так и из-за особенностей человеческого восприятия.

Так, например, чересчур высокие или чересчур низкие звуки наше ухо не
воспринимает. Это так называемые ультразвук и инфразвук. Они применяются
человеком. Ультразвуком лечат; инфразвук действует на психику: вызывает
чувство страха. Другими словами, мы их воспринимаем, но не в качестве
звука. Или ограничения в длительности: самым коротким может быть звук,
который человек все же способен издать или извлечь из инструмента, а вот
протяженность его не может быть чрезмерной. Есть границы и для динамики:
чересчур сильный звук перестает быть эстетической категорией. Он может даже
причинить настоящую физическую боль, не говоря уже об отрицательном
воздействии на психику. Кстати, поэтому вредно распространившееся в
последние годы увлечение слишком громкими звучаниями. Не следует включать
на полную мощность магнитофон, проигрыватель или радиоприемник. Самое
меньшее, к чему это приведет -- ухудшение слуха, частичная глухота.

В XX веке появились особые виды музыки -- так называемая конкретная и
электронная музыка. В конкретной музыке используются немузыкальные звуки,
такие, как шорохи, различные шумы и стуки, визг пилы и прочие, которые
композитор организует по своему усмотрению. В электронной музыке слышны
звуки, возникающие или преобразованные при помощи различных приборов. И тот
и другой виды музыки часто применяют в кинофильмах. Особенно любят
композиторы использовать электронные звучания в фантастических фильмах.

ЗУРНА. Этот древний инструмент, предшественник гобоя, и сейчас широко
известен в Армении и Грузии, Азербайджане и Дагестане, в Узбекистане и
Таджикистане.

[Image]
ЗУРНА

Зурна -- деревянная трубка с раструбом и несколькими отверстиями на боковых
стенках. Диапазон ее звучания невелик -- около полутора октав, а тембр
яркий и пронзительный. Поэтому играют на зурне обычно на открытом воздухе,
сопровождая народные танцы.

Как правило, один зурначи (так называют исполнителя на зурне) играет
мелодию, а другой вторит ему долгими протяжными звуками. Есть в этом
ансамбле и третий музыкант: он выбивает сложный, прихотливый ритм на
ударном инструменте.  
ИМИТАЦИЯ. Это латинское слово (imitatio) означает подражание. Имитировать
-- значит подражать. В искусстве, да и в жизни, имитация встречается очень
часто. Почти каждый человек умеет имитировать манеру разговора, жесты и
мимику других людей, пение птиц, голоса животных. В некоторых видах
искусства -- в театре, в кино, в радиопередачах и телеспектаклях часто
приходится изображать -- имитировать -- шум дождя, свист ветра, удары
грома, гул морского прибоя и другие звуки.

В музыке термин <<имитация>> означает особый прием развития. Им принято
называть повторение мелодии, которая только что прозвучала в другом голосе
или у другого инструмента. Чаще всего имитация встречается в произведениях
полифонического склада (термины <<полифония>> и <<гомофония>> объясняются в
рассказе о многоголосии). Если вам приходилось слушать фуги Баха или
Шостаковича, то вы, наверное, заметили, что начинается фуга одноголосно.
Затем мелодию, исполненную первым голосом, повторяет второй -- от другого
звука. Далее с той же мелодией вступает третий, а затем и четвертый голос.

Имитация встречается и в гомофонной музыке, однако если в полифонической
она -- основной и совершенно непременный прием сочетания голосов, то в
музыке гомофонно-гармонического склада она используется лишь изредка.

ИМПРОВИЗАЦИЯ. Обычно композитор, сочиняя какое-нибудь произведение,
предварительно обдумывает его, делает наброски, а потом уже записывает
сочинение на нотной бумаге, тщательно отделывая каждую деталь.

Но бывает и так: музыкант садится за рояль, берет несколько несвязных
аккордов, а затем, словно размышляя, начинает играть. Звучат пассажи,
возникают и исчезают мелодии, вновь сменяясь разливами пассажей... Спросите
этого музыканта, что он играл, и он ответит: да так, ничего, просто
импровизировал.

Латинское слово improvisus означает -- непредвиденный. Импровизировать --
значит играть, одновременно сочиняя, или, вернее, сочинять без
предварительной подготовки, тут же исполняя сочиненное.

Бывают импровизаторы не только музыканты, но и поэты. Об одном из
поэтов-импровизаторов рассказывает Пушкин в оставшейся незаконченной
повести <<Египетские ночи>>.

В старину искусство музыкальной импровизации было развито очень широко.
Каждый музыкант, выступая в концерте, должен был импровизировать по заказу
публики произведение в определенной форме -- вариаций, фуги, сонаты, на
тему, предложенную кем-нибудь из присутствовавших.

Рассказывают такой случай. В XVII и XVIII веках было принято устраивать
состязания между исполнителями. И вот, осенью 1717 года в Дрезден приехал
весьма модный французский органист, клавесинист и композитор Луи Маршан.
Туда же вызвали Иоганна Себастьяна Баха, в то время еще мало кому

Страницы: «« « 14   15   16   17   18   19   20   21   22  23   24   25   26   27   28   29   30   31   32  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Михеева Л.В., Музыкальный словарь в рассказах