Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Михеева Л.В. - Музыкальный словарь в рассказах

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 75
Размер файла: 404 Кб
Страницы: «« « 8   9   10   11   12   13   14   15   16  17   18   19   20   21   22   23   24   25   26  » »»

--- Table start-------------------------------------------------------------
ГУСЛИ | [Image] |
--- Table end---------------------------------------------------------------


Исполнитель-гусляр клал свой инструмент на колени и, перебирая струны, пел
песни, сказывал былины.

Это были гусли звончатые. Еще их называли гусли яровчатые. Вам, наверное,
приходилось встречать эти названия в былинах и старинных русских сказках.
Никто не помнит, когда они появились на Руси. Еще легендарный Боян, певший
славу князьям в <<Слове о полку Игореве>>, был гусляром.

В XVII веке появились другие, более совершенные гусли, с большим, чем у
звончатых, количеством струн. Их называли тогда <<столовыми>>, а мы скажем
более привычно, более современно -- настольными. Это был прямоугольный
инструмент, который ставили на стол или просто приделывали к нему ножки.
Звук у него был ярче и сильнее, возможности для исполнителя -- шире, чем на
гуслях звончатых.

В начале XX века настольные гусли были усовершенствованы Н. Приваловым. Он
создал гусли четырех размеров, от самых маленьких до очень крупных --
пикколо, приму, альт и бас.

Сейчас в оркестре народных инструментов применяются клавишные гусли,
сконструированные Н. Фоминым также в начале нашего века. У них большой
диапазон -- от пяти до семи октав, приятный, полный, насыщенный звук.

--- Table start-------------------------------------------------------------
[Image] | КАНТЕЛЕ |
--- Table end---------------------------------------------------------------


У русских гуслей много родственников. Это и литовские канклес, и эстонский
каннель, и карельские кантеле. Национальный карельский эпос <<Калевала>>
исполнялся под звуки кантеле. В наше время кантеле, тоже
усовершенствованные, имеют пять видов: пикколо, приму, альт, бас и
контрабас.  
ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА. Дом, где она находится, можно узнать издали,
не читая вывески. Сколько разных музыкальных звуков несется из него!
Неуверенные гаммы на скрипке и быстрые фортепианные пассажи; чистый,
звонкий голос трубы и переливчатые арпеджио арфы. Слаженное звучание
детского хора и монотонное повторение простенькой мелодии на рояле -- это
пишут музыкальный диктант...

Детские музыкальные школы есть сейчас почти в каждом городе. Открыты они и
во многих крупных колхозах и совхозах. В них обучаются тысячи ребят.

Каждый, поступивший в музыкальную школу, учится играть на каком-нибудь
инструменте -- рояле, скрипке, виолончели, баяне. Во многих музыкальных
школах есть классы арфы, духовых инструментов. Во многих школах открыты
отделы народных инструментов: балалайки, домры, гитары.

Кроме занятий на своем инструменте, каждый ученик посещает уроки сольфеджио
-- развития слуха, где пишут музыкальные диктанты, учатся узнавать на слух
различные интервалы и аккорды, поют по нотам с листа и изучают основы
важной музыкальной науки -- элементарной теории музыки. Для всех
предназначены и хор, петь в котором очень интересно и полезно для юного
музыканта любой профессии, и уроки музыкальной литературы. На них педагог
знакомит своих учеников с лучшими, наиболее выдающимися произведениями
мировой музыкальной культуры, рассказывает об их особенностях, об истории
их создания и, конечно, об их создателях -- великих композиторах прошлого и
современности.

Очень интересна история открытия первой в нашей стране детской музыкальной
школы. В 1918 году рабочие знаменитого Путиловского завода пришли к В. И.
Ленину с просьбой организовать художественную студию для их детей: они
хотели, чтобы дети рабочих могли осуществить завоеванное их отцами право на
приобщение к искусству. Несмотря на тяжелое положение в стране, на
множество важных и неотложных дел, Владимир Ильич нашел время заняться
просьбой рабочих. Им выделили роскошный особняк на Рижском проспекте
(сейчас это проспект Огородникова в Ленинграде). Из музыкального магазина
на платформах, которые тащил по трамвайным рельсам маленький паровозик, в
особняк привезли инструменты. Были приглашены лучшие педагоги Петрограда.

Узнав об открытии Детской Художественной студии (так называлась она тогда),
в нее хлынули дети рабочих. Занимались они увлеченно, старательно, и уже в
июле 1920 года состоялся первый концерт учащихся. Детский духовой оркестр
встречал Владимира Ильича Ленина, приехавшего на Второй конгресс
Коминтерна.

В 1937 году Студия была преобразована в Детскую музыкальную школу
Ленинского района Ленинграда. А в 1961 году, в память об истории основания
школы, ей было присвоено имя В. И. Ленина.

Раньше, несколько десятков лет тому назад, музыкальных школ было довольно
мало и почти все их выпускники избирали музыку своей профессией --
поступали потом в музыкальные училища, где получали специальное среднее
музыкальное образование (все музыкальные школы, как правило, с семи- или
восьмилетним обучением). Сейчас музыкальных школ очень много. Стране не
нужно столько профессиональных музыкантов, сколько их выходит каждый год из
стен этих учебных заведений. Основная задача детских музыкальных школ
(обычно их называют сокращенно ДМШ) -- воспитывать культурных
музыкантов-любителей, разносторонне развитых, музыкально-эстетически
воспитанных юношей и девушек, будущих строителей коммунизма.

Конечно, лучшие из выпускников ДМШ, юные музыканты, проявившие особенно
яркие профессиональные данные, поступают в музыкальные училища, а потом и в

Страницы: «« « 8   9   10   11   12   13   14   15   16  17   18   19   20   21   22   23   24   25   26  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Михеева Л.В., Музыкальный словарь в рассказах