Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Михеева Л.В. - Музыкальный словарь в рассказах

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 75
Размер файла: 404 Кб
Страницы: « 1   2   3   4   5   6   7   8  9   10   11   12   13   14   15   16   17   18  » »»

Были у барабана когда-то и трагические функции: под его мерную дробь вели
на казнь революционеров, прогоняли солдат сквозь строй. А сейчас под звуки
барабана и горна строем идут пионеры на парад.

--- Table start-------------------------------------------------------------
БОЛЬШОЙ ОРКЕСТРОВЫЙ БАРАБАН | [Image] |
--- Table end---------------------------------------------------------------


Две разновидности барабана -- большой барабан и малый барабан -- уже давно
являются полноправными членами симфонического и духового оркестров. Они
входят в группу ударных инструментов. Звук барабана не имеет определенной
высоты, поэтому записывают его не на нотном стане, а на так называемой
<<нитке>> -- одной линейке, на которой отмечен только ритм.

Большой барабан звучит мощно. Его звук напоминает то раскаты грома, то
отдаленные пушечные выстрелы. В оперном и симфоническом оркестрах его
используют иногда в изобразительных целях. Так, например, Бетховен в
Шестой, Пасторальной симфонии с его помощью передал звук грома; Шостакович
в Одиннадцатой симфонии применил большой барабан для изображения пушечных
выстрелов. Играют на большом барабане с помощью деревянных палок с мягкими
колотушками, покрытыми пробкой или войлоком.

У малого барабана звук сухой и отчетливый. Его дробь хорошо подчеркивает
ритм музыки, иногда оживляет ее, а иногда и вносит тревогу. Играют на малом
барабане с помощью двух палочек.

Малый барабан -- военный, походный инструмент. Однако он может стать даже
солистом симфонического оркестра. В <<Болеро>> Равеля он не умолкает на
протяжении всего произведения, четко отбивая ритм испанского танца.
Шостакович ввел в первую часть своей Седьмой симфонии даже три малых
барабана: они однообразно и зловеще звучат в эпизоде фашистского нашествия.
А в Одиннадцатой симфонии дробь малого барабана изображает картину
расстрела 9 января 1905 года.

БАС. <<Ты придешь, моя заря, взгляну в лицо твое...>> Вы читаете эти
слова, и в воображении возникает мелодия, широкая, как родные русские
просторы, печальная и мужественная. Это ария Ивана Сусанина из оперы
Глинки. Партию Сусанина -- простого русского крестьянина, героя, отдавшего
жизнь за родину, композитор поручил басу.

Бас -- самый низкий из всех голосов (итальянское слово basso -- низкий).
Множество великолепных оперных партий написано для этого голоса. Владимир
Галицкий (высокий бас) и Кончак (низкий) в <<Князе Игоре>> Бородина, Фарлаф
в <<Руслане и Людмиле>> Глинки, дон Базилио в <<Севильском цирюльнике>>
Россини, Мефистофель в <<Фаусте>> Гуно, Кутузов в <<Войне и мире>>
Прокофьева... Только из этого перечисления ясно, какие богатые возможности
таит в себе бас, какие разнообразные характеры от возвышенно героического
до ярко комедийного может он воплотить.

Имя знаменитого певца-баса знают, без сомнения, все. Это Федор Иванович
Шаляпин. Голос его -- высокий бас -- был исключительным по красоте,
богатству и мягкости тембра. Благодаря очень большому диапазону голоса,
Шаляпин иногда исполнял и партии, написанные для баритона, и создал
незабываемую галерею оперных героев: Ивана Сусанина, Бориса Годунова,
Демона, Мефистофеля и многих других.

Прославились и такие советские певцы-басы, как А. Пирогов, М. Михайлов, И.
Петров, Б. Гмыря. А сейчас можно назвать солиста Большого театра Е.
Нестеренко: с огромным успехом выступал он в разных странах, в том числе и
на сцене знаменитого миланского оперного театра <<Ла Скала>>.

Существует особый, самый низкий вид басов, так называемые басы-октависты,
который встречается только в русских хорах. Диапазон басов от фа большой
октавы до фа первой.

БАС-КЛАРНЕТ -- см. Кларнет.

БАСОВЫЙ КЛЮЧ -- см. Ключ.

БАЯН -- см. Гармоника.

БЕКАР -- см. Альтерация.

БЕМОЛЬ -- см. Альтерация.

БУБЕН. Один из ударных инструментов, пришедший в симфонический оркестр в
XIX веке, бубен был известен еще в странах Древнего Востока. Потом он стал
народным инструментом в Италии и Испании. Ни один танец не обходился без
его сопровождения. И в симфоническом оркестре он аккомпанирует восточным,
цыганским, испанским и итальянским пляскам. Бубен звучит в Итальянском
каприччио Чайковского, в Испанском каприччио Римского-Корсакова, в
цыганской пляске из <<Кармен>> Бизе...

Бубен -- инструмент с неопределенной высотой звука. Это обруч с
погремушками -- маленькими металлическими тарелочками, вставленными в
отверстия обруча. С одной стороны на обруч натянута кожа, с другой иногда
прикреплены струны с бубенчиками. Играют на бубне, потряхивая его или
ударяя по коже и обручу.

--- Table start-------------------------------------------------------------
БУБЕН | [Image] |
--- Table end---------------------------------------------------------------


БУКВЕННОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ. Вы, конечно, знаете, как называются семь
основных звуков: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Однако названия эти
появились позднее, чем буквенные. Латинские буквы начали применять в Европе
для обозначения звуков с X века. При этом самый низкий из употреблявшихся
тогда в пении звуков -- ля -- стали называть первой буквой латинского

Страницы: « 1   2   3   4   5   6   7   8  9   10   11   12   13   14   15   16   17   18  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Михеева Л.В., Музыкальный словарь в рассказах