Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Михеева Л.В. - Музыкальный словарь в рассказах

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 75
Размер файла: 404 Кб
Страницы: « 1   2   3   4   5   6  7   8   9   10   11   12   13   14   15   16  » »»

Как и во времена Пушкина, и сто лет спустя, в наше время русский балет
славится во всем мире. Что же это такое -- балет?

Французское слово <> произошло от итальянского balet-to -- танец.
Вот уже три века этим словом называют спектакль, в котором соединились
музыка и танец, драматическое и изобразительное искусство.

Французское название и его итальянские корни не случайны. Балет возник в
эпоху Возрождения в Италии. Издавна любили там веселые танцевальные сценки,
исполнявшиеся на карнавале. Постепенно они и превратились в самостоятельные
танцевальные спектакли.

Во Франции эпохи абсолютизма расцвел придворный балет -- пышное и
торжественное зрелище, в котором принимали участие король, королева и
придворные. Конечно, до балета в нашем понимании было еще очень далеко:
ведь танцоров никак нельзя было назвать профессионалами! Во второй половине
XVII века великий французский комедиограф Мольер написал несколько
комедий-балетов -- <<Брак поневоле>>, <<Мещанин во дворянстве>> и др., --
музыку к которым создал замечательный композитор Люлли. Он же был и
балетмейстером. А исполняли комедии-балеты актеры труппы Мольера. Правда,
профессиональными танцовщиками они еще не были, но уж актерами-то были
вполне профессиональными.

В дальнейшем французские балетмейстеры, среди которых появились выдающиеся
мастера, создали специальный <<хореографический язык>>, которым
классический балет пользуется до сих пор.

В России балет распространился в XVIII веке. В придворных и крепостных
театрах выступали прекрасные танцовщицы, пленявшие своим искусством самых
взыскательных ценителей. А в XIX и XX веках ни одна страна не может
сравниться с Россией. В ней существуют непревзойденные балетные труппы. В
ней возникли балеты Чайковского, Глазунова, Стравинского, Прокофьева,
А.Хачатуряна.

Балет -- это мир выразительнейших танцевальных движений, жестов, мимики.
Равно важны в балете три составные части -- классический танец, характерный
танец и пантомима.

Классический танец -- тот, что в основных чертах сложился еще во Франции
XVII века, -- очень красив, грациозен. Все движения и позы классического
танца изящны и возвышенны. Часто главные действующие лица балета танцуют
вдвоем. Их дуэт называется па-де-де. Вы, наверное, видели па-де-де Одетты и
принца Зигфрида из <<Лебединого озера>> Чайковского, Жизели и Альберта из
<<Жизели>> Адана, Китри и Базиля из <<Дон-Кихота>> Минкуса. Это популярные
балетные номера, которые часто исполняются в концертах.

Сольные танцы называются в балете вариациями. Подобно оперной арии,
балетная вариация словно бы рисует портрет героя, помогает понять его
характер.

Кроме солистов, в балете принимает участие и большая группа артистов,
которая называется кордебалет. Роль кордебалета аналогична роли хора в
опере. Танцы кордебалета оттеняют действие, вносят в него разнообразие. Не
всегда они построены на классической основе. Вспомните то же <<Лебединое
озеро>>: в его третьем действии испанский и неаполитанский танцы
воспроизводят движения народных танцев. Такие танцы называются
характерными.

И, наконец, не менее важна еще одна составная часть балета -- пантомима.
Греческое слово пантомима означает <<все воспроизводящий подражанием>>. Это
движения, жесты, которыми актеры как бы разговаривают друг с другом. При
помощи пантомимы передается собственно содержание спектакля, развитие его
сюжета.

В современном балете, наряду с классическими танцевальными элементами,
широко применяются движения, заимствованные из гимнастики и акробатики.
Употребленные уместно и тактично, они чрезвычайно обогащают старинное
искусство, омолаживают его, делают современным.

БАЛЛАДА. Наверное, вы читали это стихотворение Лермонтова:

По синим волнам океана,
Лишь звезды блеснут в небесах,
Корабль одинокий несется,
Несется на всех парусах.

Не гнутся высокие мачты,
На них флюгера не шумят,
И молча в открытые люки
Чугунные пушки глядят.

Не слышно на нем капитана,
Не видно матросов на нем;
Но скалы и тайные мели,
И бури ему нипочем.

Дальше идет рассказ о том, как корабль пристает к пустынному острову.
Император является из гроба и держит путь во Францию.

Называется это стихотворение <<Воздушный корабль>>. Это баллада.

Длинна и сложна история жанра баллады. Самое это слово произошло от
итальянского ballare -- плясать. Когда-то очень давно балладами назывались
плясовые песни.

В средние века баллады превратились в песни повествовательного склада. Их
исполняли под аккомпанемент какого-нибудь инструмента. Рассказывалось в них
о разных исторических событиях, о народной жизни, о рыцарских подвигах, о
разбойничьих набегах...


Страницы: « 1   2   3   4   5   6  7   8   9   10   11   12   13   14   15   16  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Михеева Л.В., Музыкальный словарь в рассказах