Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Михеева Л.В. - Музыкальный словарь в рассказах Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 75 Размер файла: 404 Кб Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 » »» алфавита -- A. В восходящем порядке звуки располагались так: А (ля), В (си-бемоль), С (до), D (ре), Е (ми), F (фа), G (соль). Когда же появилась необходимость петь не только си-бемоль, но и более высокий звук, си, его назвали следующей буквой -- Н. Для обозначения альтерированных звуков (если вы забыли, что такое альтерация, прочтите о ней на странице 8) стали применять слоги is (повышение на полтона) и es (понижение). Таким образом, звук до-диез в буквенном обозначении cis, а ре-бемоль -- des; звук соль-дубль-диез -- gisis, а соль-дубль-бемоль -- geses. Исключение составляют ми-бемоль, ля-бемоль и си-бемоль. Они, соответственно, обозначаются через es, as и b. С буквенными обозначениями можно встретиться, слушая концерт; часто исполняемое произведение объявляют так: Соната cis-moll, Полонез As-dur, Мазурка a-moll... Dur здесь означает мажор, moll -- минор. Таким образом, cis-moll -- до-диез минор, As-dur -- ля-бемоль мажор. При буквенном обозначении мажорные тональности принято писать с заглавной буквы, а минорные -- со строчной. ВАЛТОРНА. Немецкое Waldhorn -- лесной рог. Таков дословный перевод названия этого инструмента. Предком валторны был охотничий рог, в который трубили, когда нужно было подать сигнал во время охоты или какого-нибудь торжественного события, объявить сбор войска. Для того чтобы звук был слышен на далеком расстоянии, рог стали удлинять, а чтобы играть было удобно, его приспособились <<скручивать>>. К одному витку прибавился второй, третий. Так и возникла валторна. В 1664 году французский композитор Жан Батист Люлли впервые ввел валторну в оперный оркестр, а затем она вошла и в симфонический. Валторна относится к группе медных духовых инструментов. Она играет в оркестре очень важную роль. Звук ее мягкий, благородный. Валторна может хорошо передать и грустное, и торжественное настроение, может звучать и насмешливо, язвительно. Диапазон ее весьма широк: от си контроктавы до фа второй октавы. --- Table start------------------------------------------------------------- [Image] | ВАЛТОРНА | --- Table end--------------------------------------------------------------- Валторна -- оркестровый инструмент, хотя для нее существует и специальная, сольная литература. В оркестровых произведениях валторнам часто поручают ответственные сольные эпизоды. Послушайте певучую, проникновенную мелодию, которая звучит в начале второй части Пятой симфонии Чайковского. Валторны открывают симфонию до мажор Шуберта. В симфонии <<Ман-фред>> Чайковский доверил четырем валторнам, играющим ffff, проведение основной музыкальной темы, характеризующей героя симфонии. А в <<Вальсе цветов>> из <<Щелкунчика>> квартет валторн звучит мягко и певуче. Советский композитор Р. М. Глиэр написал концерт для валторны с оркестром, первым исполнителем которого стал замечательный валторнист В. Полех. Однако чаще всего валторны (их в оркестре обычно именно четыре) исполняют в оркестровых произведениях аккомпанирующие партии. ВАЛЬС -- см. Танец. ВАРИАЦИИ. Быть может, вам случалось когда-нибудь слышать фортепианную балладу Грига. Начинается она с мелодии суровой и скорбной, похожей на народную песню-думу. А потом эта мелодия появляется еще много раз, но каждый раз -- в новом обличье: то как взволнованный монолог, то как эпическое сказание, то в виде причудливого скерцо, то в характере траурного шествия. Форма, в которой сочинил Григ свою балладу, называется вариации или, точнее, тема с вариациями. Латинское слово variatio означает изменение. В музыке вариациями называется такое произведение, в котором основная мелодия повторяется много раз, но в ином характере. Иногда меняется только ее сопровождение, но чаще -- и она сама, ее ритм, темп, отдельные обороты. Форма вариаций родилась в XVI веке. Тогда возникли две разновидности полифонических вариаций -- пассакалья и чакона. В пассакалье -- произведении величественного характера, тема не меняется. Она все время мерно и величаво звучит в самом нижнем, басовом голосе, в то время как в верхних голосах появляются и развиваются новые самостоятельные мелодии. Пассакальи писали многие композиторы XVII и XVIII веков, в том числе И. С. Бах. В наше время к старинной форме пассакальи часто обращался Д. Д. Шостакович (например, в четвертой части Восьмой симфонии, третьей части Первого скрипичного концерта). Чакона похожа на пассакалью. Это тоже полифонические вариации. Но в чаконе тема, оставаясь неизменной, звучит не только в басу: она <<путешествует>> по разным голосам, появляясь то в верхних, то в средних, то в нижних. Широкой известностью пользуется Чакона Баха для скрипки соло. Играют ее и в переложении для фортепиано или органа. В XIX веке форма вариаций получает большое распространение. В так называемых строгих вариациях тема изменяется не очень сильно: усложняется аккомпанемент, в мелодии появляются новые звуки, украшающие ее основной контур. Однако на всем протяжении пьесы сохраняется близкий начальному характер. Музыкальный образ обогащается, но остается узнаваемым. В творчестве Р. Шумана и Ф. Листа, а позднее у С. В. Рахманинова, у многих современных композиторов тема в вариациях изменяется очень сильно. Такие вариации называются свободными. В них уже не один, а много разных, даже контрастных образов. ВИОЛОНЧЕЛЬ. Так же как скрипка и альт, виолончель принадлежит к группе струнных смычковых инструментов. Она очень похожа на них, но значительно больше по размеру. Диапазон виолончели -- от до большой октавы до ми Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |