Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Михеева Л.В. - Музыкальный словарь в рассказах

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 75
Размер файла: 404 Кб
Страницы: « 1   2   3   4   5   6   7   8   9  10   11   12   13   14   15   16   17   18   19  » »»

алфавита -- A. В восходящем порядке звуки располагались так: А (ля), В
(си-бемоль), С (до), D (ре), Е (ми), F (фа), G (соль). Когда же появилась
необходимость петь не только си-бемоль, но и более высокий звук, си, его
назвали следующей буквой -- Н.

Для обозначения альтерированных звуков (если вы забыли, что такое
альтерация, прочтите о ней на странице 8) стали применять слоги is
(повышение на полтона) и es (понижение). Таким образом, звук до-диез в
буквенном обозначении cis, а ре-бемоль -- des; звук соль-дубль-диез --
gisis, а соль-дубль-бемоль -- geses. Исключение составляют ми-бемоль,
ля-бемоль и си-бемоль. Они, соответственно, обозначаются через es, as и b.
С буквенными обозначениями можно встретиться, слушая концерт; часто
исполняемое произведение объявляют так: Соната cis-moll, Полонез As-dur,
Мазурка a-moll... Dur здесь означает мажор, moll -- минор. Таким образом,
cis-moll -- до-диез минор, As-dur -- ля-бемоль мажор. При буквенном
обозначении мажорные тональности принято писать с заглавной буквы, а
минорные -- со строчной.  
ВАЛТОРНА. Немецкое Waldhorn -- лесной рог. Таков дословный перевод
названия этого инструмента. Предком валторны был охотничий рог, в который
трубили, когда нужно было подать сигнал во время охоты или какого-нибудь
торжественного события, объявить сбор войска. Для того чтобы звук был
слышен на далеком расстоянии, рог стали удлинять, а чтобы играть было
удобно, его приспособились <<скручивать>>. К одному витку прибавился
второй, третий. Так и возникла валторна. В 1664 году французский композитор
Жан Батист Люлли впервые ввел валторну в оперный оркестр, а затем она вошла
и в симфонический.

Валторна относится к группе медных духовых инструментов. Она играет в
оркестре очень важную роль. Звук ее мягкий, благородный. Валторна может
хорошо передать и грустное, и торжественное настроение, может звучать и
насмешливо, язвительно. Диапазон ее весьма широк: от си контроктавы до фа
второй октавы.

--- Table start-------------------------------------------------------------
[Image] | ВАЛТОРНА |
--- Table end---------------------------------------------------------------


Валторна -- оркестровый инструмент, хотя для нее существует и специальная,
сольная литература. В оркестровых произведениях валторнам часто поручают
ответственные сольные эпизоды. Послушайте певучую, проникновенную мелодию,
которая звучит в начале второй части Пятой симфонии Чайковского. Валторны
открывают симфонию до мажор Шуберта. В симфонии <<Ман-фред>> Чайковский
доверил четырем валторнам, играющим ffff, проведение основной музыкальной
темы, характеризующей героя симфонии. А в <<Вальсе цветов>> из
<<Щелкунчика>> квартет валторн звучит мягко и певуче. Советский композитор
Р. М. Глиэр написал концерт для валторны с оркестром, первым исполнителем
которого стал замечательный валторнист В. Полех. Однако чаще всего валторны
(их в оркестре обычно именно четыре) исполняют в оркестровых произведениях
аккомпанирующие партии.

ВАЛЬС -- см. Танец.

ВАРИАЦИИ. Быть может, вам случалось когда-нибудь слышать фортепианную
балладу Грига. Начинается она с мелодии суровой и скорбной, похожей на
народную песню-думу. А потом эта мелодия появляется еще много раз, но
каждый раз -- в новом обличье: то как взволнованный монолог, то как
эпическое сказание, то в виде причудливого скерцо, то в характере траурного
шествия.

Форма, в которой сочинил Григ свою балладу, называется вариации или,
точнее, тема с вариациями.

Латинское слово variatio означает изменение. В музыке вариациями называется
такое произведение, в котором основная мелодия повторяется много раз, но в
ином характере. Иногда меняется только ее сопровождение, но чаще -- и она
сама, ее ритм, темп, отдельные обороты.

Форма вариаций родилась в XVI веке. Тогда возникли две разновидности
полифонических вариаций -- пассакалья и чакона.

В пассакалье -- произведении величественного характера, тема не меняется.
Она все время мерно и величаво звучит в самом нижнем, басовом голосе, в то
время как в верхних голосах появляются и развиваются новые самостоятельные
мелодии. Пассакальи писали многие композиторы XVII и XVIII веков, в том
числе И. С. Бах. В наше время к старинной форме пассакальи часто обращался
Д. Д. Шостакович (например, в четвертой части Восьмой симфонии, третьей
части Первого скрипичного концерта).

Чакона похожа на пассакалью. Это тоже полифонические вариации. Но в чаконе
тема, оставаясь неизменной, звучит не только в басу: она <<путешествует>>
по разным голосам, появляясь то в верхних, то в средних, то в нижних.
Широкой известностью пользуется Чакона Баха для скрипки соло. Играют ее и в
переложении для фортепиано или органа.

В XIX веке форма вариаций получает большое распространение. В так
называемых строгих вариациях тема изменяется не очень сильно: усложняется
аккомпанемент, в мелодии появляются новые звуки, украшающие ее основной
контур. Однако на всем протяжении пьесы сохраняется близкий начальному
характер. Музыкальный образ обогащается, но остается узнаваемым.

В творчестве Р. Шумана и Ф. Листа, а позднее у С. В. Рахманинова, у многих
современных композиторов тема в вариациях изменяется очень сильно. Такие
вариации называются свободными. В них уже не один, а много разных, даже
контрастных образов.

ВИОЛОНЧЕЛЬ. Так же как скрипка и альт, виолончель принадлежит к группе
струнных смычковых инструментов. Она очень похожа на них, но значительно
больше по размеру. Диапазон виолончели -- от до большой октавы до ми

Страницы: « 1   2   3   4   5   6   7   8   9  10   11   12   13   14   15   16   17   18   19  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Михеева Л.В., Музыкальный словарь в рассказах