Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Михеева Л.В. - Музыкальный словарь в рассказах

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 75
Размер файла: 404 Кб
Страницы: «« « 22   23   24   25   26   27   28   29   30  31   32   33   34   35   36   37   38   39   40  » »»

фантастический колорит.

КОЛОРАТУРА. По-итальянски <> -- значит украшение. Украшения в
музыке -- это виртуозные пассажи, трели и другие похожие на них
<<музыкальные орнаменты>>, которые расцвечивают основную мелодию арии или
-- реже -- романса.

Как правило, колоратуры встречаются в произведениях, написанных для самого
высокого, легкого и подвижного женского голоса -- колоратурного сопрано.
Так, все вы, наверное, не раз слышали арию Царицы ночи из оперы Моцарта
<<Волшебная флейта>> или арию Антониды из оперы Глинки <<Иван Сусанин>>. Но
бывают колоратуры и в произведениях, написанных для других голосов.
Например, ария дона Базилио <<Клевета>> в опере Россини <<Севильский
цирюльник>> написана для баса, но богато <<изукрашена>> колоратурами.

Особенно характерны колоратуры для опер итальянских композиторов.
Итальянские певцы издавна славились своей виртуозностью, и с самых давних
времен в итальянской музыке сложилась традиция расцвечивать вокальную
музыку разными украшениями. В XIX веке эта традиция отчасти сказалась и в
сочинениях композиторов других стран,

Встречаются колоратуры и в русской музыке. Вспомните арию Людмилы из оперы
Глинки <<Руслан и Людмила>>. В партии Снегурочки в опере Римского-Корсакова
колоратурные пассажи подчеркивают холодность, фантастическое происхождение
дочери Мороза и Весны. А в романсе Алябьева <<Соловей>> колоратура
подражает птичьим трелям.

КОЛОРАТУРНОЕ СОПРАНО -- см. Сопрано и Колоратура.

КОМПОЗИТОР. Было время, когда этим словом называли любого, кто занимался
композицией, к какой бы области искусства это ни относилось. Ведь латинское
composito означает -- сочинение, составление. Термин compositor можно
перевести как сочинитель, составитель и отнести его к чему угодно, даже к
составлению (композиции!) изящных букетов.

Однако уже начиная с XVI века этот термин все чаще стал употребляться в
смысле <<сочинитель музыки>> (сначала говорили, как правило, <<композитор
музыки>>). Сейчас у него имеется только одно это значение.

Очень трудно стать настоящим композитором. Для этого нужно посвятить всю
свою жизнь музыке: с детства учиться играть на рояле, хорошо знать все
музыкальные науки -- теорию музыки, гармонию, полифонию, оркестровку,
историю музыкального искусства. Нужно изучить произведения всех крупных
композиторов прошлого и современности, понять особенности их творчества;
изучить особенности звучания всех музыкальных инструментов. Только тогда
можно сочинять настоящую хорошую музыку. Разумеется, если есть творческое
дарование.

Те, кто хочет стать композитором, учатся в музыкальном училище и в
консерватории на теоретико-композиторском факультете.

КОМУЗ. Это самый известный, самый распространенный среди киргизских
народных инструментов. И внешне и по звучанию он напоминает домру. У него
грушевидный корпус с длинным грифом. Струн у него, как и у домры, три. Две
крайние бывают настроены в унисон или октаву, а средняя -- всегда на квинту
или кварту выше. На средней и исполняется мелодия, крайние же служат для
аккомпанемента. Таким образом, комуз -- многоголосный инструмент.

Исполняют на комузе кюи -- инструментальные пьесы, связанные по содержанию
с киргизскими легендами и преданиями. Используется комуз и как
аккомпанирующий инструмент.

[Image]
КОМУЗ

КОНКУРС. Это слово, без сомнения, всем хорошо знакомо. Широко
распространены конкурсные экзамены, притом не только в вузы, но и, скажем,
в музыкальные школы. Вам, наверное, приходилось слышать: <<Там большой
конкурс -- десять человек на место>> или, напротив: <<В этом году конкурса
почти нет -- полтора человека!>> А вместе с тем, и совсем другое:
<<Выступает лауреат международных конкурсов>>, <<...победитель всесоюзного
конкурса...>>.

Латинское слово <> означает столкновение. В музыке, вообще в
искусстве, так называют творческое соревнование. Бывают конкурсы среди
композиторов -- например, на лучшую комсомольскую песню, на лучшее
произведение к важной юбилейной дате. Такие конкурсы проводятся под
девизами: жюри не знает участников. Ноты присылаются в конвертах, на
которых каждый пишет свой девиз, а в других, маленьких конвертах, под тем
же девизом, сообщает свою фамилию. Вскрываются эти конверты только после
того, как конкурс проведен. Такой порядок введен, чтобы обеспечить полную
беспристрастность жюри, чтобы все участники находились в равном положении,
и громкое имя автора того или иного произведения никак не влияло на тех,
кто должен оценить представленные сочинения.

--- Table start-------------------------------------------------------------
[Image] | МЕДАЛЬ ЛАУРЕАТА МЕЖДУНАРОДНОГО КОНКУРСА ИМЕНИ П. И.ЧАЙКОВСКОГО |
--- Table end---------------------------------------------------------------


Значительно большее распространение имеют другие конкурсы -- исполнителей.
Они проводятся в форме открытых концертов в несколько туров. В первом туре
участвуют все, пожелавшие принять участие в конкурсе. Ко второму туру
допускается лишь часть наиболее интересных участников. На нем идет еще
более строгий отбор. Остается несколько самых ярких, самых талантливых. На
третьем туре между ними по системе баллов происходит распределение мест:
победителя, лауреатов, дипломантов. Лауреатами называются те, кто
награждены премиями, дипломантами -- получившие почетные дипломы.

Есть много традиционных, то есть регулярно проводимых конкурсов. Например,

Страницы: «« « 22   23   24   25   26   27   28   29   30  31   32   33   34   35   36   37   38   39   40  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Михеева Л.В., Музыкальный словарь в рассказах