Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Михеева Л.В. - Музыкальный словарь в рассказах

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 75
Размер файла: 404 Кб
Страницы: «« « 39   40   41   42   43   44   45   46   47  48   49   50   51   52   53   54   55   56   57  » »»

временное молчание, прекращение звучания, возникающее между частями
произведения, между разделами внутри одной части, или в каком-то элементе
музыкальной ткани. Например, в партии одного или нескольких инструментов в
оркестровом произведении; в партии певца или, напротив, в аккомпанементе
романса или песни; в одном из голосов полифонического произведения и т. п.

Как и длительность звуков, длительность пауз измеряется и изображается в
нотах условными значками:

                                  [Image]

Так же, как у ноты, точка справа от значка паузы увеличивает ее
длительность в полтора раза. Если пауза длится больше одного такта, над ним
ставится соответствующая цифра, например:

                                  [Image]

Одновременная пауза всех участников ансамбля или оркестра
продолжительностью не менее целого такта называется генеральной паузой и
обозначается сокращенно латинскими буквами G. р.

ПЕРЕЛОЖЕНИЕ -- см. Транскрипция.

ПЕСНЯ. <<Песня -- душа народа>>, -- слышим мы от музыкантов. Одним из
трех китов, на которых держится вся музыка, назвал песню Дмитрий Борисович
Кабалевский.

Очень разные бывают песни. Например, народные, у которых нет определенного
автора. Это колыбельные, детские прибаутки, считалки, дразнилки. Свадебные
песни. Протяжные лирические, рассказывающие о женской доле. Былины,
повествующие о подвигах древних богатырей...

Невозможно даже перечислить все виды народного песенного творчества,
настолько оно многообразно. В нем, как в своеобразной народной
энциклопедии, рассказана вся жизнь человеческая.

Во все времена песня играла и сейчас играет очень большую роль в жизни
людей.


И песня,
        И стих --
                Это бомба и знамя...
писал Маяковский. Таким знаменем в далекие дни начала XX века были для
героев-подпольщиков революционные песни. <<Мы пели очень много, в разных
жизненных случаях, -- рассказывал видный революционер Петр Анисимович
Моисеенко, -- и часто песня была нам просто необходима, без нее мы не могли
обойтись. Она звучала на досуге, как развлечение, поднимала настроение,
воодушевляла на борьбу, помогала организовывать наши ряды>>.

<<Интернационал>>, <<Марсельеза>>, <<Варшавянка>>, <<Красное знамя>>,
<<Смело, товарищи, в ногу>>, <<Вы жертвою пали...>>, <<Вперед, без страха и
сомненья...>> -- эти и многие другие песни становились грозным оружием.
Вот, например, что писала в начале 1917 года большевистская газета
<<Правда>>: <<На фронте, в окопах и везде, где русские войска соприкасаются
с неприятельскими, должно быть поднято красное знамя. Такое же значение,
как красное знамя, имеет песня "Интернационал"... Ее поют европейские
рабочие, должны петь и мы при всяких пролетарских выступлениях. Мотив песни
-- родной мотив для рабочих всех стран... Русская революционная армия...
должна обучиться хоровому пению "Интернационала">>.

В газете <<Правда>> регулярно печатались тексты песен, их сборники
выпускало партийное издательство. И песни начинали звучать все шире,
привлекать к себе все больше сердец. Пелось в них о тяжелой жизни народа, о
несправедливости и угнетении; песни содержали в себе страстный призыв --
бороться с царизмом, бороться за лучшую долю, и, если понадобится, с честью
погибнуть.

Очень разными были эти песни. Некоторые пришли в Россию издалека. Из
революционной Франции -- <<Марсельеза>>, возникшая во время Великой
французской революции (в России ее стали петь с новыми словами, написанными
революционером А. Я. Коцем), <<Интернационал>> (текст его родился в дни
Парижской коммуны). Из Польши -- <<Варшавянка>> и <<Красное знамя>>.
Большую роль сыграли в годы революции и русские народные песни, такие как
<<Дубинушка>>. Часто революционеры сами создавали стихи или брали стихи
известных поэтов и распевали их на знакомые мотивы.

Создавались и оригинальные песни. Например, любимая и сейчас многими песня
<<Утес Стеньки Разина>> (<<Есть на Волге утес...>>) на стихи А. Навроцкого
была написана революционеркой А. Рашевской.

Разные эти песни не только по рождению своему, но и по характеру. Некоторые
-- решительные, бодрые, словно зовущие в бой. Иные -- печальные, порою даже
скорбные, как, например, <<3амучен тяжелой неволей>> или <<Вы жертвою
пали>> -- траурные марши русских революционеров. Есть среди них и
широкораспевные, эпические, как <<Утес Стеньки Разина>>, и веселые,
жизнерадостные, как <<Польская первомайская песенка>>, звучащая в
прихотливом ритме мазурки.

Очень любил революционные песни Владимир Ильич Ленин. Он с удовольствием
слушал их, а часто, в свободные минуты, и сам пел в кругу друзей и
единомышленников, соратников по борьбе.

Свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция. Но еще далеко
было до полной победы народа: со всех сторон на только что родившуюся
советскую республику наступали интервенты.

В феврале 1918 года для защиты завоеваний революции была создана Красная
Армия. В ответ на воззвание Ленина -- <<Социалистическое отечество в
опасности!>> -- шли полки на фронт. И рождались песни. <<Смело мы в бой

Страницы: «« « 39   40   41   42   43   44   45   46   47  48   49   50   51   52   53   54   55   56   57  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Михеева Л.В., Музыкальный словарь в рассказах