|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Михеева Л.В. - Музыкальный словарь в рассказах Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 75 Размер файла: 404 Кб Страницы: «« « 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 » »» временное молчание, прекращение звучания, возникающее между частями
произведения, между разделами внутри одной части, или в каком-то элементе
музыкальной ткани. Например, в партии одного или нескольких инструментов в
оркестровом произведении; в партии певца или, напротив, в аккомпанементе
романса или песни; в одном из голосов полифонического произведения и т. п.
Как и длительность звуков, длительность пауз измеряется и изображается в
нотах условными значками:
[Image]
Так же, как у ноты, точка справа от значка паузы увеличивает ее
длительность в полтора раза. Если пауза длится больше одного такта, над ним
ставится соответствующая цифра, например:
[Image]
Одновременная пауза всех участников ансамбля или оркестра
продолжительностью не менее целого такта называется генеральной паузой и
обозначается сокращенно латинскими буквами G. р.
ПЕРЕЛОЖЕНИЕ -- см. Транскрипция.
ПЕСНЯ. <<Песня -- душа народа>>, -- слышим мы от музыкантов. Одним из
трех китов, на которых держится вся музыка, назвал песню Дмитрий Борисович
Кабалевский.
Очень разные бывают песни. Например, народные, у которых нет определенного
автора. Это колыбельные, детские прибаутки, считалки, дразнилки. Свадебные
песни. Протяжные лирические, рассказывающие о женской доле. Былины,
повествующие о подвигах древних богатырей...
Невозможно даже перечислить все виды народного песенного творчества,
настолько оно многообразно. В нем, как в своеобразной народной
энциклопедии, рассказана вся жизнь человеческая.
Во все времена песня играла и сейчас играет очень большую роль в жизни
людей.
И песня,
И стих --
Это бомба и знамя...
писал Маяковский. Таким знаменем в далекие дни начала XX века были для
героев-подпольщиков революционные песни. <<Мы пели очень много, в разных
жизненных случаях, -- рассказывал видный революционер Петр Анисимович
Моисеенко, -- и часто песня была нам просто необходима, без нее мы не могли
обойтись. Она звучала на досуге, как развлечение, поднимала настроение,
воодушевляла на борьбу, помогала организовывать наши ряды>>.
<<Интернационал>>, <<Марсельеза>>, <<Варшавянка>>, <<Красное знамя>>,
<<Смело, товарищи, в ногу>>, <<Вы жертвою пали...>>, <<Вперед, без страха и
сомненья...>> -- эти и многие другие песни становились грозным оружием.
Вот, например, что писала в начале 1917 года большевистская газета
<<Правда>>: <<На фронте, в окопах и везде, где русские войска соприкасаются
с неприятельскими, должно быть поднято красное знамя. Такое же значение,
как красное знамя, имеет песня "Интернационал"... Ее поют европейские
рабочие, должны петь и мы при всяких пролетарских выступлениях. Мотив песни
-- родной мотив для рабочих всех стран... Русская революционная армия...
должна обучиться хоровому пению "Интернационала">>.
В газете <<Правда>> регулярно печатались тексты песен, их сборники
выпускало партийное издательство. И песни начинали звучать все шире,
привлекать к себе все больше сердец. Пелось в них о тяжелой жизни народа, о
несправедливости и угнетении; песни содержали в себе страстный призыв --
бороться с царизмом, бороться за лучшую долю, и, если понадобится, с честью
погибнуть.
Очень разными были эти песни. Некоторые пришли в Россию издалека. Из
революционной Франции -- <<Марсельеза>>, возникшая во время Великой
французской революции (в России ее стали петь с новыми словами, написанными
революционером А. Я. Коцем), <<Интернационал>> (текст его родился в дни
Парижской коммуны). Из Польши -- <<Варшавянка>> и <<Красное знамя>>.
Большую роль сыграли в годы революции и русские народные песни, такие как
<<Дубинушка>>. Часто революционеры сами создавали стихи или брали стихи
известных поэтов и распевали их на знакомые мотивы.
Создавались и оригинальные песни. Например, любимая и сейчас многими песня
<<Утес Стеньки Разина>> (<<Есть на Волге утес...>>) на стихи А. Навроцкого
была написана революционеркой А. Рашевской.
Разные эти песни не только по рождению своему, но и по характеру. Некоторые
-- решительные, бодрые, словно зовущие в бой. Иные -- печальные, порою даже
скорбные, как, например, <<3амучен тяжелой неволей>> или <<Вы жертвою
пали>> -- траурные марши русских революционеров. Есть среди них и
широкораспевные, эпические, как <<Утес Стеньки Разина>>, и веселые,
жизнерадостные, как <<Польская первомайская песенка>>, звучащая в
прихотливом ритме мазурки.
Очень любил революционные песни Владимир Ильич Ленин. Он с удовольствием
слушал их, а часто, в свободные минуты, и сам пел в кругу друзей и
единомышленников, соратников по борьбе.
Свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция. Но еще далеко
было до полной победы народа: со всех сторон на только что родившуюся
советскую республику наступали интервенты.
В феврале 1918 года для защиты завоеваний революции была создана Красная
Армия. В ответ на воззвание Ленина -- <<Социалистическое отечество в
опасности!>> -- шли полки на фронт. И рождались песни. <<Смело мы в бой
Страницы: «« « 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |